
30 октября в рамках XI Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России» состоялась сессия «Диалог рынка труда и профессионального образования: новые тренды и перспективы развития». Представители бизнес-сообщества и образовательных организаций сформулировали свои предложения по сближению требований рынка труда и возможностей системы образования
«Тренды на рынке труда требуют изменений в структуре подготовке кадров. Заметно, что крупные компании все чаще отдают предпочтение молодым специалистам, выпускникам университетов и колледжей, как основному источнику кадров. Долгое время российские работодатели пытались переложить свои затраты на подготовку кадров на конкурентов. Эта модель почти полностью ушла, работа с образовательными организациями стала одним из наиболее эффективных методов решения кадровой проблемы», — подчеркнул научный руководитель НИУ ВШЭ, модератор сессии «Диалог рынка труда и профессионального образования: новые тренды и перспективы развития» Ярослав Кузьминов.
Проректор по образовательной деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Людмила Панкова представила технологии разработки образовательных программ университета под требования работодателей. Это обеспечивает бесшовное трудоустройство — заказчики получают на выходе именно того специалиста, которого ждет предприятие. Еще один из возрождающихся форматов подготовки инженеров — завод-втуз. Студенты проходят теоретическую подготовку в университете, а практико-ориентированное обучение — на площадке предприятия-партнера.
Тему взаимодействия образовательных организаций и работодателей развил в своем выступлении директор по персоналу и организационному развитию АО НПП «Торий» Концерн Ростех Алексей Акимов. Для предприятий ракетно-космической отрасли были разработаны образовательные программы в вузе с поэтапным углублением специализации с возможностью выбора на каждом этапе. Важным элементом повышения интереса студентов к инженерным профессиям выступает ранняя профессиональная адаптация. Обучающиеся включаются в рабочие коллективы на предприятиях и получают стартовую зарплату.
Директор департамента по управлению талантами и развитию персонала Блока по управлению персоналом компании «ЭКОСИСТЕМА МТС» Ольга Митрофанова описала технологии работы с молодыми талантами и форматы взаимодействия работодателя с целевыми вузами и колледжами.
Директор Университета Банка России Андрей Афонин представил информацию о реализации комплекса мероприятий по подготовке кадров как части «Стратегии развития финансового рынка 2030», которая реализуется профессиональным сообществом.
Проректор по дополнительному профессиональному образованию НИТУ МИСиС Вадим Петров охарактеризовал проблемы развития сферы ДПО, указал на то, что рамка квалификаций привязана только к уровням образования. Это приводит к разрыву между академическим подходом к понятию «квалификация» и запросами рынка труда. Вадим Петров считает важным получение студентами вузов микроквалификаций, второй или дополнительных квалификаций, чтобы предоставить выбор профессионального пути молодым людям, многие из которых еще не определились со своей карьерной траекторией.
Проблему конверсии «академической» квалификации в «профессиональную» также затронула в своем выступлении председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования Любовь Духанина. Развитие технологий, подчеркнула она, требует оперативного обновления профстандартов и инструментов независимой оценки квалификации. Институт квалификационных характеристик призван помочь решить эту задачу, убеждена председатель СПК в образовании.
Заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Алла Факторович подчеркнула важность наставничества в процессе обучения и развития профессиональных навыков. Она поделилась информацией о текущих проектах по совершенствованию законодательной базы, регулирующей наставничество, и о перспективных проектах развития систем наставничества. Также она выразила уверенность в том, что наставничество станет эффективным инструментом для обеспечения качественной подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда.
Подробная информация о выступлениях на сессии «Диалог рынка труда и профессионального образования: новые тренды и перспективы развития» — в записи трансляции.
По итогам XI Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России» будет подготовлена резолюция, которая включит прозвучавшие в выступлениях идеи и предложения.
Фото: Пресс-служба АНО НАРК
Российская газета -генеральный инфо-партнёр Форума НСК.
Информационные партнёры Форума НСК: портал «Профобразование»; журнал «Бизнес России»; центральная профсоюзная газета «Солидарность»; EVALIFE; издательско-коммуникационная группа «БИЗНЕС-ДИАЛОГ МЕДИА», международный журнал «RBG»; Информационно-аналитическое агентство «PortNews»; РИА «Стандарты и качество»; сетевое издание «Учительская газета»; журнал «Вестник образования России»; сетевое издание «Учительская Россия»; Агентство Новостей «Строительный Бизнес».
Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес-сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.