11 и 12 ноября в Санкт‑Петербурге проходила Всероссийская научно-практическая конференция, посвящённая 85-летию системы СПО в России. Организаторами масштабного мероприятия выступили Дворец учащейся молодёжи и Санкт‑Петербургская академия постдипломного педагогического образования при поддержке Комитета по образованию.
Конференция объединила представителей органов управления образованием, учреждений среднего профессионального, дополнительного и дополнительного профессионального образования, науки, культуры и бизнеса из 10 регионов России — от Якутии и Ханты-Мансийского автономного округа до Самары и Донецкой Народной Республики. Участники обсудили современные подходы к развитию профессионального образования, вопросы интеграции образования и производства, наставничества, реализации федерального проекта «Профессионалитет», цифровизации образовательной среды и формирования гражданско-патриотических ценностей обучающихся.
Открывая пленарное заседание директор Дворца учащейся молодёжи Андрей Борщевский подчеркнул роль учреждений СПО в формировании новых компетенций обучающихся:
«Перед системой среднего профессионального образования сегодня стоят стратегические цели: сформировать у каждого студента компетенции, которые позволят ему адаптироваться к быстро меняющимся требованиям и современным вызовам. В этом контексте обсуждение практических подходов и перспектив развития в рамках нашей конференции становится особенно актуальным. Отмечу, что Дворец учащейся молодёжи создает уникальную среду, которая раскрывает талант каждого молодого человека, воспитывает лидерские качества, формирует социальную ответственность, развивает креативность и стремление к самореализации. Наши педагоги направляют и поддерживают талантливую молодёжь в поиске своего пути, вдохновляя на служение обществу. Именно это становится мощным инструментом воспитания, социализации и поддержания интереса к учебе и саморазвитию». Проректор по развитию проектной деятельности Санкт‑Петербургской академии постдипломного педагогического образования Екатерина Калинина акцентировала внимание на исторической миссии системы СПО, которая на протяжении десятилетий обеспечивает подготовку квалифицированных кадров для экономики страны.
В числе докладчиков пленарного заседания: начальник управления межрегионального сотрудничества в сфере образования РГПУ им. А.И. Герцена, кандидат педагогических наук Елена Спасская; директор института общего образования Академии постдипломного педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор Сергей Алексеев; директор Петровского колледжа, доктор экономических наук Елена Васина; заместитель директора по взаимодействию с образовательными организациями Центра опережающей профессиональной подготовки Санкт‑Петербурга Степан Жолован; генеральный директор ООО «Методист», кандидат экономических наук, профессор Российской академии естествознания Максим Беркович.
Во второй день конференции, прошедший в Академии постдипломного педагогического образования, состоялась работа тематических секций: «Эффективные практики подготовки и развития кадров для системы СПО», «Ценностно-ориентированное воспитание гражданина и профессионала» и «Современные средства обучения и качество в СПО». Участники обменялись опытом реализации образовательных инициатив, обсудили вопросы цифровой трансформации образования и профессиональной идентичности педагогов. Эксперты отметили важность повышения квалификации педагогических работников, внедрения инновационных технологий и укрепления связи профессионального образования с реальным сектором экономики.
Ведущий специалист отдела аттестации и повышения квалификации педагогических кадров Комитета по образованию Кристина Зайцева обратилась к участникам секции, напомнив о Всероссийском конкурсе «Мастер года», масштабном профессиональном проекте, призванном повышать престиж педагогического труда, популяризировать современные подходы к обучению и внедрять передовые образовательные практики. Он способствует распространению новых методик среди педагогов страны, помогая им овладевать самыми актуальными компетенциями для работы с современными студентами. Согласно комментарию Кристины Сергеевны, в региональный этап следующего года планируется внести ряд изменений, чтобы сделать участие для педагогов комфортным и продуктивным. В конкурсные задания будут включены требования, отражающие вызовы сегодняшнего дня, например, уверенная работа с цифровыми инструментами. Таким образом, «Мастер года» станет ещё более ориентированным на запросы, которые стоят перед системой СПО здесь и сейчас.
Завершилась конференция экскурсией в Санкт‑Петербургский музей истории профессионального образования Дворца учащейся молодёжи. Участники познакомились с экспозицией «Профтех. История. Защитники Отечества», посвящённой 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и 85-летию системы СПО. Гости музейного пространства отметили, что подобные мероприятия способствуют укреплению профессионального сообщества, обмену опытом и развитию системы среднего профессионального образования России в соответствии с современными требованиями и стратегическими целями государства.
Организаторами масштабного мероприятия выступили Дворец учащейся молодёжи и Санкт‑Петербургская академия постдипломного педагогического образования при поддержке Комитета по образованию.