Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » 2025 » Сентябрь » 10

Память Потомков Победы: эффективные практики патриотического воспитания

Семенкова Людмила Михайловна
ГБПОУ ПГТ им. В.П. Романова

Проблема патриотического воспитания молодёжи всегда была и остаётся актуальной проблемой времени и современного образования.

Президент РФ В.В. Путин, характеризуя создавшееся в стране положение, в рамках реализации госпрограммы, говорил, что «...идея патриотизма, идея служения своему Отечеству сегодня очень остро востребована российским обществом..., утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». [1, с. 110]

В национальной доктрине образования в РФ задача воспитания гражданина выдвинута в качестве приоритетной: «Система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью». В законе РФ «Об образовании» говорится, что воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье является одним из принципов государственной политики в области образования.

За последние десятилетия, к сожалению, события в стране подтверждают некую утрату нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности молодого поколения возрастает многократно: необходимо работать над обновлением духовного начала личности через дальнейший процесс преобразований всех сфер жизнедеятельности общества. Важно воспитание гражданского мужества, высокой самодисциплины и ответственности через осознание национальных традиций и ценностей, героического прошлого страны.

Значение слова «патриот» в толковом словаре В.И. Даля объясняется так: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».

В нравственный кодекс патриота включаются критерии: любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Но природа патриотизма, как и природа любого чувства, иррациональна.
Патриотизм – чувство сокровенное, находящееся глубоко в душе человека. Как пробудить это чувство в молодом человеке, зависимом от интернета и смартфона? Основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский, говоря о сущности и содержании патриотизма, о его огромном значении в развитии и формировании личности, писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отчеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Следовательно, необходимо пробудить в молодом человеке чувство самолюбие. Если человек научился любить себя, значит эта личность способна полюбить и окружающий мир. А личность – это гражданин-патриот: патриот знает чувство любви к Родине и выражает это чувство через поступки; гражданственность связана с принадлежностью к своему народу, стране, ее политической активности, он знает свои обязанности перед Отечеством. Гражданского-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы учебного заведения по формированию качеств гражданина-патриота.

Ведущее место в процессе становления студента как личности, его сознания занимают педагоги, задача которых воспитать не только хорошо информированных людей, но и духовно-нравственных, добропорядочных ответственных граждан-патриотов. Ментальные основы подготовки будущих специалистов в руках педагогов-предметников, классных руководителей, психологов, педагогов-организаторов… «Главная задача в работе с современной молодежью – не пытаться навязать те ценности, которые могут показаться трудными для восприятия, а стремиться заинтересовать молодежь, дать возможность поверить в красоту и многогранность жизни, дать возможность раскрыться творческим способностям, реализовать себя». [3, с. 64]

Разнообразны как направления патриотического воспитания обучающихся: изучение политического устройства российского государства, символики РФ, воспитание духовно-нравственной культуры обучающихся на национальных традициях, на боевых традициях русского народа, историко-краеведческая работа, так и формы внеурочной деятельности: открытые лекции и беседы на разные темы, разбор проблемных ситуаций, совместная выработка правил поведения, организация встреч с интересными людьми, викторины, конкурсы, олимпиады, фестивали, конференции, классные часы, часы общения, дискуссии, экскурсии, кинолектории, акции «Потомки Победы», «Бессмертный полк» …[2, с. 21]

Интересна для решения этой задачи и индивидуальная проектная деятельность студентов. В этом творческом процессе студент проявляется многогранно: самостоятельно мыслит, анализирует, делает выводы, оформляет работу, готовит к защите – это хорошая возможность педагогу увидеть студента как личность. А на защите проектов раскрываются не только интеллектуальные и творческие способности обучающегося, но и скрытые психологические проблемы – а это широкое поле действий для психологов. Главное для педагога - индивидуально подобрать тему, которая будет интересна студенту и одновременно полезна - поучительна во всех отношениях.

Прививая чувства патриотизма и гражданской ответственности молодому поколению, мы создаем условия для усвоения и принятия базовых национальных ценностей, для освоения ими системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа Российской Федерации; даем возможность прикоснуться к памятным страницам истории Отечества, своего народа, языка, региона, города, рода, семьи. Личность формируется с открытия семейного альбома, рассказов дедов, отцов. Важно сохранить память потомков Победы: ту невидимую историческую нить, которая связывает исторические поколения; нить, которая объединяет русский народ, делая его сильным, а страну великой.

Выдающие люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, которая способствует процветанию страны. В.Г. Белинский писал: «Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».

Список использованной литературы

1. Буторина Т. С. (д-р пед. наук) Воспитание патриотизма средствами образования учеб. пособие, [для вузов, коллджей и учащихся шк.] / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова. — СПб. : КАРО, 2004. — 221 с.
2. Воронов В.П. Разнообразие форм воспитательной работы // Классному руководителю. – 2011.- №1.- с.21-24
3. Касимова Т.Я. Патриотическое воспитание школьников. / Т.Я. Касимова, Д.Е.Яковлев.- Москва Изд. Центр «Айрис-пресс», 2005. – 64 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar