Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2025 » Сентябрь » 26

Роль литературы в патриотическом воспитании молодёжи

Берсенева Елена Александровна
ГАПОУ РК «Петрозаводский базовый медицинский колледж»

Патриотическое воспитание остаётся одной из приоритетных задач образования. Патриотизм в литературном контексте трактуется как уважение к истории, культуре, языку и правам соотечественников, готовность к конструктивному участию в жизни общества. В условиях многокультурного и информационного пространства литература выступает как уникальный ресурс формирования национального самосознания: она передаёт историческую память, эстетические идеалы и нравственные ориентиры через художественные образы. Цель статьи — показать, каким образом предмет «Литература» может способствовать развитию патриотизма у студентов и какие произведения классической русской литературы особенно эффективны в этой работе.

Художественное произведение воздействует не только на интеллект, но и на эмоционально-волевую сферу личности; через сопереживание герою формируются ценности и мировоззрение. Литература обеспечивает преемственность исторической памяти: через тексты молодое поколение знакомится с ключевыми событиями и морально-этическими выводами прошлого. Читатель соотносит себя с героями, перенимает их идеалы и нравственные позиции. Сильные художественные переживания закрепляют установки, связанные с любовью к Родине.
В произведениях русской литературы показаны примеры гражданского поведения, самопожертвования, ответственности перед обществом.

Ключевыми произведениями русской классической литературы, изучаемых в старших классах и внесших свой вклад в патриотическое воспитание, являются:
• «Война и мир» Л.Н. Толстого, где отражены темы войны, нравственного выбора, народного единства в испытаниях. Масштабная картина национальной истории, примеры личной ответственности и героизма стимулируют чувство сопричастности к судьбе страны.
• «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Автор поднимает темы нравственной ответственности, судьбы России, духовных основ общества. Произведение способствует формированию внутренних ориентиров, которые служат фундаментом осмысленного патриотизма.
• «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Темы социальных перемен, диалога поколений, любви к отечеству в контексте реформ и общественных поисков. Произведение стимулирует критическое мышление о путях развития страны и определении личной гражданской позиции.
• «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына. Автор показывает испытание личности, судьбу народа в XX веке, поднимает тему гражданской чести. Изучение произведения – это своего рода современный урок памяти, где происходит оценка исторических трагедий, воспитание гражданской смелости и честности.
Методическими приёмами работы с литературными текстами для патриотического воспитания можно считать:
• Контекстный анализ. Необходимо включать исторический и культурный контекст произведения, обсуждать связь текста с конкретными историческими событиями и социальными явлениями.
• Проблемное чтение. Формулировка проблемных вопросов: «Что такое долг?», «Когда патриотизм становится вредным?», «Какие черты героя делают его настоящим патриотом?».
• Ситуативные и ролевые задания. Инсценировки, дебаты от имени персонажей, полемика между «патриотическим» и «критическим» взглядами на историю.
• Проектная деятельность. Исследовательские проекты на темы: «Литературные образы Родины», «Историческая память через призму литературы», создание школьных альбомов, эссе и мультимедийных презентаций.

Возможно осуществлять межпредметные связи, проводить совместные уроки с историей, обществознанием и музыкой для полноценного раскрытия содержания и усиления эмоционального восприятия.

Необходимо современных студентов побуждать к размышлению о гранях патриотизма: отличать гордость за достижения страны от слепой верности; обсуждать права и обязанности гражданина. Изучение данных произведений показывает повышение интереса к истории страны и рост мотивации к участию в школьной жизни (волонтёрство, исследовательские проекты). Ролевые игры и дебаты помогают формировать аргументированную гражданскую позицию и навыки дискуссии, что важно для ответственного патриотизма.

Литература является эффективным средством патриотического воспитания, поскольку сочетает эмоциональное вовлечение и мыслительную работу. Русская классическая литература предлагает разнообразные модели гражданской доблести, нравственного выбора и критического отношения к истории, что позволяет формировать у учащихся зрелое и осознанное чувство патриотизма. Важно воспитывать не только чувство гордости за Родину, но и способность к критическому осмыслению её истории и современности.

Учителю необходимо структурировать программу таким образом, чтобы сочетать чтение классики с обсуждением исторического контекста и современных параллелей. Нужно использовать активные методы (дебаты, проекты, инсценировки) для глубокого эмоционально-интеллектуального вовлечения учащихся, поощрять рефлексию, просить школьников формулировать, что для них значит патриотизм и как литература меняет их взгляды. Желательно включать тексты разных авторов и эпох для формирования многогранного понимания патриотизма.

Список литературы:
1. Толстой Л.Н. Война и мир : роман в 4 т. / Л.Н. Толстой. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1952. — Т. 1 : 672 с. ; Т. 2 : 704 с. ; Т. 3 : 704 с. ; Т. 4 : 672 с.
2. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание : роман / Ф.М. Достоевский. — М. : Художественная литература, 1956. — 576 с.
3. Тургенев И.С. Отцы и дети / И.С. Тургенев. — М. : Правда, 1965. — 416 с.
4. Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича : повесть / А.И. Солженицын. — М. : Художественная литература, 1963. — 128 с.
5. Солженицын А.И. Рассказы / А.И. Солженицын. — М. : Советский писатель, 1975. — 384 с.
6. Методические рекомендации по преподаванию литературы в общеобразовательных организациях : рекоменд. пособие / Министерство образования РФ. — М. : Просвещение, 2014. — 120 с.
7. Психология патриотического воспитания : монография / под ред. И.И. Иванова. — М. : Наука, 2010. — 256 с.

Изображение от rawpixel.com на Freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar