- 26.10.2025
- 117 Просмотров
- Обсудить
ГАПУ РС(Я) «Южно-якутский технологический колледж»
Аннотация:
В современных условиях быстро меняющегося мира значимость психолого-педагогического исследования возрастает. Для достижения успеха в образовательном процессе необходимо не только применять современные образовательные технологии, но и использовать научные методы исследования, позволяющие глубже понять особенности взаимодействия между учащимися, педагогами и образовательной средой. Одним из таких методов является анкетирование, что и обуславливает актуальность данной темы.
Анкетирование позволяет собирать информацию о мнениях, предпочтениях и поведении респондентов, а также проводить анализ различных факторов, влияющих на образовательный процесс. Это может быть оценка уровня удовлетворенности обучением, выявление проблем в образовательной среде или исследование личностных характеристик учащихся.
Вопросу анкетирования посвящены работы многих авторов психологов и педагогов, например, как П.И. Подласый и С.И. Брызгалова. Проанализировав работы этих и некоторых других авторов, становится очевидным, что в последнее время метод анкетирования является одним из наиболее актуальных методов педагогического исследования. Прежде всего это обуславливается небольшими материальными затратами на проведение анкетирования, а также возможностью автоматизированной обработки данных.
Для более подробного рассмотрения особенностей этого метода исследования необходимо, прежде всего, дать ему определение. В.А. Сластенин и И.П. Подласый определили анкетирование как «метод массового сбора материала, с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами» [13, c.81]. Анкетирование позволяет исследователю в короткие сроки регистрировать и обрабатывать мнения людей различных социальных, политических, возрастных и профессиональных групп.
Тем не менее, несмотря на распространенность этого метода, важно понимать его особенности и ограничения в контексте психолого-педагогических исследований. В связи с этим целью данной курсовой работы является анализ характеристик анкетирования как метода исследования в психолого-педагогической сфере.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты анкетирования.
2. Исследовать применение анкетирования в психолого-педагогической практике.
3. Предложить методические рекомендации по проведению анкетирования в образовательных учреждениях.
Гипотеза: преимущества реализации анкетирования в современной педагогике.
Объект исследования – проведение анкетирования в педагогике.
Предмет исследования – применение анкетирования в психолого-педагогическом исследовании.
Анкетирование - это метод сбора информации, который предполагает использование заранее подготовленных вопросов, на которые респонденты должны ответить. Этот метод является одним из самых распространенных в психолого-педагогических исследованиях благодаря своей простоте, доступности и эффективности. Анкеты могут использоваться для сбора как качественной, так и количественной информации, что позволяет исследователям применять различные методы анализа данных.
Главные цели анкетирования в контексте психолого-педагогических исследований включают:
- Сбор данных о мнениях и предпочтениях: Анкеты позволяют из первых уст узнать мнение участников образовательного процесса (учеников, педагогов, родителей) о различных аспектах обучения и воспитания.
- Оценка уровня удовлетворенности: Важно понимать, насколько участники процесса удовлетворены качеством образования, методами преподавания и атмосферой в учебном заведении.
- Выявление проблем и потребностей: Анкетирование может помочь в идентификации проблем, с которыми сталкиваются ученики и учителя, и в выявлении их потребностей.
- Изучение личностных характеристик: С помощью анкетирования можно исследовать такие аспекты, как мотивация, самооценка и эмоциональное состояние участников образовательного процесса.
Таким образом, анкетирование наиболее эффективно, если требуется выявить коллективное мнение по каким-либо вопросам и потребности значительного количества людей. В современном мире, когда образовательные процессы претерпевают значительные изменения, а психологическое состояние обучающихся становится объектом повышенного внимания, анкетирование предоставляет ценные данные для анализа и принятия обоснованных решений.
Анкеты, в целом, состоят из вопросов, расположенных в определенном порядке. У С.И. Брызгаловой можно встретить следующее определение вопросов анкеты: «Под вопросами анкеты понимаются все речевые сообщения: как в вопросительной, так и в утвердительной или отрицательной формулировке, которые побуждают респондента письменно реагировать на него» [3, c.102].
Существуют различные виды анкет, и каждая из них имеет свои характеристики и области применения:
- Открытые и закрытые вопросы: Открытые вопросы позволяют респондентам свободно излагать свои мысли, что способствует сбору качественной информации. Закрытые вопросы, в свою очередь, предоставляют фиксированные варианты ответов, что облегчает последующий анализ данных. И.П. Подласый выделяет и некоторые другие виды анкет: именные (с указанием фамилии и имени респондента), анонимные, урезанные, контрольные.
- Структурированные и неструктурированные анкеты: Структурированные анкеты содержат предопределенный набор вопросов и ответов, в то время как неструктурированные могут включать вопросы, которые респонденты могут формулировать по своему усмотрению. Структурированные анкеты легче анализировать количественно, а неструктурированные - дают более глубокое понимание мнений респондентов.
Следует обратить внимание и на классификацию анкетирования, данную П.И. Пидкасистым. Согласно ученому выделяют следующие виды анкетирования:
- Контактное – во время такого анкетирования раздача, проведение и сбор анкет осуществляются при непосредственном присутствии исследователя и при его общении с респондентами;
- Заочное – анкетирование, которое проводится посредством почты;
- Прессовое – анкетирование, которое реализуется через анкету в газете, либо любом другом периодическом издании.
- Анкеты для различных категорий респондентов: В зависимости от целевой аудитории (учеников, педагогов, родителей) вопросы могут варьироваться по степени сложности и тематике. Например, анкета для учеников может быть проще и ярче оформлена, чтобы вызвать интерес и желание ответить.
Следовательно, анкетирование представляет собой систему связанных вопросов, которые отражают определенные свойства диагностированного явления по желанию исследователя.
Преимущества анкетирования:
1. Доступность: Анкеты могут быть легко распространены среди большого числа респондентов, что позволяет получить значительное количество данных.
2. Анонимность: Респонденты могут отвечать анонимно, что способствует большей честности в ответах, особенно по чувствительным вопросам.
3. Стандартизация: Все респонденты получают одинаковые вопросы, что делает результаты более сопоставимыми.
Недостатки анкетирования:
1. Искажение информации: Респонденты могут неверно интерпретировать вопросы или давать социально желаемые ответы вместо честных.
2. Ограниченность ответов: В частности, на закрытые вопросы респонденты могут не найти подходящий вариант ответа, что не всегда позволяет получить полное представление о проблеме.
3. Низкий уровень вовлеченности: Если анкета слишком длинная или сложная, респонденты могут потерять интерес и не закончить опрос.
Таким образом, социокультурный контекст анкеты влияет на поведение и взгляды людей.
Анкеты в психологии используются для изучения различных аспектов личностного развития и психического состояния человека. Например, с помощью анкет могут быть исследованы такие характеристики, как:
- Личностные качества: Оценка уровня экстраверсии, интроверсии, стабильности эмоционального состояния и др.
- Эмоциональное состояние: Изучение уровня стресса, тревожности, депрессии.
- Когнитивные особенности: Оценка уровня мотивации, самооценки и других параметров, влияющих на учебную деятельность.
В педагогике анкетирование применяется для оценки различных аспектов образовательного процесса, к которым относятся:
- Оценка учебных достижений: С помощью анкет можно выяснить, какие методы обучения воспринимаются учениками как наиболее эффективные, и определить области, требующие улучшения.
- Исследование атмосферы в классе: Анкеты позволяют понять, как ученики воспринимают атмосферу в классе, взаимоотношения с одноклассниками и учителями.
- Взаимодействие между учениками и учителями: Исследование того, как учащиеся воспринимают педагогическое взаимодействие, может помочь в разработке методов, позволяющих улучшить качество преподавания.
Таким образом, анкетирование позволяет получать важные данные и использовать их в психологии и педагогике для решения различных задач.
Для успешного проведения анкетирования в психолого-педагогических исследованиях рекомендуется учитывать следующие аспекты:
- Психометрические характеристики анкеты: Важно, чтобы вопросы анкеты были четкими, понятными и валидными.
- Следует проводить предварительное тестирование анкеты на небольшой группе респондентов для выявления ее сильных и слабых сторон.
- Процесс разработки и тестирования анкеты: Этапы разработки анкеты должны включать формулирование вопросов, выбор типа вопросов, а также их ранжирование по важности.
- Этические аспекты: Перед проведением анкетирования необходимо получить информированное согласие респондентов, а также обеспечить конфиденциальность ответов.
Подготовка и организация анкетирования является довольно трудным процессом и включает в себя:
- разработку структуры анкеты;
- пробное анкетирование;
- доработку формулировки вопросов по результатам пробного анкетирования;
- тираж анкеты в достаточном количестве;
- выбор типа анкетирования.
Результаты анкетирования очень удобно обрабатывать. Существует несколько техник обработки анкетных данных. Тип техники выбирается с учетом сложности анкеты и количества лиц, вовлеченных в анкетирование. Наиболее удобный способ обработки анкет - машинный. Этот способ предусматривает статистическую обработку данных. Такой способ удобно использовать при обработке закрытых анкет. При этом ответы респондентов анализируются количественно, т.е. предпочтение отдается одному из вопросов в структуре анкеты. Так как в закрытых анкетах респонденты могут указывать только один ответ из ряда предложенных, то сумма всех ответов при машинной обработке данных не может превышать 100%.
В случае же обработки смешанных и открытых анкет целесообразнее использовать ручную технику обработки. При использовании этой техники подсчет типов ответа производится чаще всего по категориям, а сами ответы анализируются качественно, то есть все вопросы анкеты рассматриваются во взаимодействии.
Кроме того, при обработке анкетных данных исследователи часто пользуются так называемой теоретической интерпретацией. Метод теоретической интерпретации предполагает не только фиксирование и подсчет ответов респондента, но и их обработку под определенным углом зрения. Теоретическая интерпретация включает: статистические методы обработки данных, качественный анализ, систематизацию фактического материала, а также анализ систематизированных фактов.
На основе вышесказанного можно утверждать, что анкетирование является наиболее удобным методом педагогического исследования на сегодняшний день, так как позволяет за короткий промежуток времени опросить большое количество респондентов разных социальных групп при небольших затратах на проведение. Но при этом следует помнить, что результаты анкетирования могут оказаться необъективными, так как ответы респондентов могут быть неправдивыми.
Таким образом, анкетирование успешно используется в различных исследованиях. Например, в исследовании удовлетворенности родителей качеством образования, анкеты могут включать вопросы о:
- качестве преподавания;
- доступности материалов и ресурсов;
- уровне взаимодействия с учителями.
Анализируя результаты таких опросов, школы могут выявить области, требующие улучшения, и разработать стратегии для повышения качества образования.
Несмотря на позитивный опыт применения анкетирования, существует множество проблем, с которыми исследователи могут столкнуться:
- Неправильно сформулированные вопросы: Вопросы могут быть слишком сложными или запутанными, что приводит к недопониманию.
- Неполные ответы: Если анкета требует слишком много времени на заполнение, респонденты могут не закончить её.
- Ограниченная выборка: Неправильный выбор респондентов может искажать результаты исследования.
Таким образом, для минимизации этих проблем важно тщательно продумывать анкету, проводить тестирование и использовать разнообразные методы сбора данных.
В заключении проведенного исследования хотелось бы подвести итоговые положения:
1. Социологические методы исследования наиболее часто применяются в педагогическом исследовании. Они позволяют собрать объективную информацию о том, насколько эффективно и успешно в соответствии с планом реализуются задачи педагогики.
2. Основным методом социологического исследования является опрос. Опрос требует тщательной подготовки, важнейшим этапом которой становится составление вопросника. Опросу присущ субъективизм, поэтому этот метод часто требует перепроверки. К основному виду опроса относят анкетирование.
3. Анкетирования – социологический метод. В ходе исследования было выяснено, что существует несколько видов анкет, которые определяются типом вопросов и используются исследователем. Различают открытую, смешанную и закрытую анкеты. Анкетирование целесообразно использовать в ходе педагогических исследований, так как оно позволяет выяснить быстро и довольно точно выявить отношение людей, принадлежащих к разным социальным группам, к исследуемой проблеме при незначительной затрате материальных средств. Но при анализе и обработки данных, полученных при использовании данных методов, все же необходимо учитывать субъективное отношение к изучаемой проблеме, как со стороны исследователя, так и со стороны респондента.
Таким образом, анкетирование представляет собой мощный инструмент для проведения психолого-педагогических исследований. Выдвинутая гипотеза подтвердилась, так как особенности использования анкетирования позволяют собирать данные о различных аспектах образовательного процесса и личностного развития учащихся, что способствует принятию обоснованных решений в сфере образования. Тем не менее, следует учитывать как преимущества, так и недостатки данного метода, а также возможные проблемы, которые могут возникнуть в процессе его использования.
Список литературы:
1. Баскаков А.Я. Методология научного исследования: учеб. пособ. / А.Я. Баскаков, Н.В. Туленков. – К.: МАУП, 2004. – 216с.
2. Бакланова Е.М. Эволюция инструментов и методов маркетинговой коммуникации в сети Интернет//Вопросы современной науки и практики, 2018.-№2.- С.155-159.
3. Брызгалова С.И. Введение в научно-педагогическое исследование: учеб. пособ. – 3-е изд., испр. и доп. – Калининград: КГУ, 2003. – 151с.
4. Журавлев В.И. Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособ. / [Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; под ред. В.И. Журавлева]. – М.: Академия, 1988. – 541с.
5. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 1982. – 160с.
6. Карасев А.П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: Учебник и практикум. Люберцы:Юрайт, 2018.-398с.
7. Коджаспирова Г.М. Педагогика. Учебник для СПО. М. : Юрайт, 2019.-720с.
8. Кравцов, И. Методология психолого-педагогического исследования. Москва: 2020.
9. Кузнецов И.Н. Метод как единство объективного и субъективного / И.Н. Кузнецов // Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления. – М.: Дашков и Ко, 2016. – С. 15 – 21.
10. Петров, А. Анкетирование в психологии: теория и практика. Санкт-Петербург: Изд. Научный мир.2018.
11. Педагогика: учеб. пособ. [Электронный ресурс] / [В.В. Воронов, В.И. Журавлев, В.В. Краевский, И.В. Крупина, А.Ф. Меняев, П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов, Н.Е. Щуркова; под ред. П.И. Пидкасистого]. – М.: РПА, 2016. – 638с. – Режим доступа: http://www.InetLib.ru
12. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. пособ. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 576с.
13. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособ. / [В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шляпов; под ред. В.А. Сластенина]. – М.: Академия, 2012. – 576с.
14. Сидорова, М. Основы разработки анкет для педагогических исследований. Владивосток: Дальний Восток.2019.
15. Социальная психология / под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – 422с.
16. Смирнов, В., Иванова, Т. Психология образования: современные подходы и методы. Екатеринбург: Урал.2021.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
