Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2025 » Октябрь » 31

Роль куратора в воспитательном процессе

Трофимова Кристина Александровна
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции» Министерства образования Чувашской Республики

Современная система образования ориентируется прежде всего на формирование личности, способной к самореализации, социально активной и профессионально грамотной. Такая личность должна уметь адаптироваться к постоянным изменениям, быть ответственной, творческой и готовой к созидательной деятельности. Поиск новых подходов к воспитанию в образовательной среде требует системного взгляда на процесс формирования личности и анализа роли участников, включая педагога-куратора. Поэтому в последние годы интерес к кураторской деятельности значительно возрос.[1,208 с.]

Сегодня куратор — это не просто педагог или наставник, а проводник процесса социализации студентов, помогающий им адаптироваться к жизни в учебном заведении и в студенческом коллективе. Эффективность воспитательной работы во многом зависит от личности самого куратора, его отношения к обязанностям и степени вовлечённости. Главная цель его деятельности — создание условий, способствующих самопознанию, саморазвитию и личностному росту обучающихся.

Основные направления работы куратора:
• сбор и анализ информации о студентах, определение их индивидуальных особенностей, уровня воспитанности и способностей;
• постановка целей и задач воспитательной работы и организация деятельности по их достижению;
• совместное планирование с группой культурных, общественных и образовательных мероприятий;
• помощь студентам в преодолении трудностей адаптационного периода, решение учебных, бытовых и социальных проблем;
• формирование и поддержка актива группы, помощь ему в организации работы;
• развитие сплочённости коллектива, создание атмосферы взаимопомощи, уважения и сотрудничества;
• вовлечение студентов во внеучебную деятельность, участие в жизни колледжа или вуза;
• установление взаимодействия с родителями и их привлечение к воспитательному процессу.

Педагогическое общение куратора должно быть индивидуальным, но строиться преимущественно на демократических принципах. При этом важно владеть разными стилями общения и уметь применять их гибко — в зависимости от ситуации. Главный профессиональный принцип куратора можно выразить словами: «Не навреди».

Кураторы помогают студентам ответить на важные жизненные вопросы, связанные с адаптацией и самоопределением. Однако на практике не все педагоги одинаково понимают свою роль. Одни чрезмерно вовлекаются в жизнь студентов, фактически беря на себя родительские функции; другие, напротив, ограничиваются формальным выполнением обязанностей и стремятся минимизировать своё участие. Кроме того, некоторым кураторам не хватает знаний в области психологии молодёжи, что мешает эффективно решать конфликты или помогать отдельным студентам.[2, 33-53 с.]

Молодым преподавателям, которые только начинают кураторскую деятельность, часто не хватает жизненного и профессионального опыта, хотя возрастная близость к студентам помогает им лучше понимать их проблемы. Опытные же кураторы, наоборот, порой считают, что им не требуется дополнительная подготовка, и неохотно воспринимают помощь или обучение в этой сфере. Всё это подтверждает необходимость системной подготовки педагогов к кураторской работе.[3, 290-292 с.]

Студенческая группа — это маленький коллектив, в котором куратор играет роль организатора и наставника. Само слово куратор (от лат. curator — «попечитель, опекун») указывает на суть его миссии — наблюдать, направлять и поддерживать. Но кураторство — это не только воспитание, а ещё и форма живого общения преподавателя и студентов, создающая условия для личностного роста обеих сторон.[4, 130-136]

Необходимо отметить, что методы работы куратора на первом курсе существенно отличаются от методов работы на последующих курсах обучения студентов. Ведь первокурсники – это недавние школьники, которые еще не адаптированы к системе высшего учебного заведения. Важная задача куратора в таких ситуациях - помочь студенту адаптироваться. В поле зрения его работы должны входить все вопросы, связанные с жизнью студента- первокурсника. Куратор должен знать каждого студента своей группы, его культурный уровень, его способности к освоению той или иной дисциплины, и при необходимости оказывать всестороннюю помощь. Итоги работы кураторов особенно четко видны в конце первого учебного семестра. Особенно важным моментом на мой взгляд, является то, чтобы куратор вел воспитательный процесс в учебной группе от момента поступления студента и до его окончания.[1, 208 с.]

Образовательное учреждение, как воспитательная система, выполняет роль своеобразного социально-педагогического центра, способного существенно влиять на процесс социализации, оставаясь при этом его частью и компонентом. Современная воспитательная система любого образовательного учреждения должна быть адекватна обществу.[1, 208c.]

Список использованной литературы
1. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. – М.: Академия, 2002. – 208 с.
2. Александровская Э. М. Развитие психических функций ребенка в процессе игры / Э. М. Александровская, Н. В. Куренкова // Аутизм и нарушения развития. – 2012. – № 4. – С. 33-53.
3. Билялова Э. Р. Психологические особенности мотивации учебной деятельности у подростков / Э. Р. Билялова // Форум молодых ученых. – 2017. – № 5. – С. 290-292.
4. Бленда С. В. Значение игрового метода в формировании учебной мотивации как предмет исследования / С. В. Бленда // Человек и общество в системе религиозного и социально-гуманитарного знания. – 2017. – № 3. – С. 130-136.

Изображение от pressfoto на Freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar