- 18.11.2025
- 37 Просмотров
- Обсудить
ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж» Орехово-Зуевский филиал
Современный мир переживает беспрецедентные изменения, обусловленные технологическим прогрессом, глобализацией и постоянным обновлением информации. В этих условиях трансформируется и система образования, а вместе с ней – роль педагога. Традиционная модель, где учитель выступает в качестве единственного транслятора знаний, постепенно уходит в прошлое, уступая место новой парадигме – педагогу-наставнику [1].
В цифровую эпоху, когда доступ к огромному объему информации стал повсеместным и мгновенным, функция простого ее воспроизведения перестает быть центральной задачей учителя. Поисковые системы и онлайн-ресурсы могут предоставить факты и определения гораздо быстрее и в большем объеме, чем любой человек [3]. Это не означает, что знания теряют свою ценность, но акцент смещается с пассивного усвоения на активное осмысление, критический анализ, применение и создание нового.
Наставник видит в каждом ученике уникальную личность с индивидуальными способностями, интересами и темпом развития. Он помогает выстраивать персонализированные образовательные траектории, опираясь на сильные стороны и работая над слабыми [2]. Это позволяет максимально раскрыть потенциал каждого ребенка.
Наставник учит детей не просто запоминать, а анализировать, задавать вопросы, сомневаться, искать причинно-следственные связи и находить нестандартные решения. Он стимулирует творческий подход к любым задачам, побуждая к поиску оригинальных идей.
Основная задача – научить учиться. Это включает развитие навыков самоорганизации, целеполагания, планирования, рефлексии, управления своим временем и ресурсами. Наставник помогает освоить методы эффективной работы с информацией, ее структурирования и презентации [2].
В условиях высокой конкуренции и информационного шума особую ценность приобретает умение педагога создать безопасную и поддерживающую среду. Наставник мотивирует, вдохновляет, помогает преодолевать трудности и справляться с неудачами, формирует позитивное отношение к обучению, что критически важно для формирования устойчивой психики и интереса к познанию.
Для успешного выполнения новой роли педагог должен обладать рядом ключевых компетенций:
• Цифровая грамотность: Это не только умение пользоваться гаджетами, но и способность интегрировать цифровые инструменты в учебный процесс, создавать интерактивный контент, использовать онлайн-платформы для коллаборации и дистанционного обучения [3].
• Гибкость и адаптивность: Готовность быстро осваивать новые методики, технологии и информацию, приспосабливаться к меняющимся условиям и быть открытым к экспериментам.
• Коммуникативные навыки и эмпатия: Умение строить эффективное общение с учениками, их родителями и коллегами, слушать и слышать, понимать эмоциональное состояние других.
• Лидерские качества: Вдохновлять, мотивировать, вести за собой, быть примером постоянного развития и самосовершенствования [4].
• Способность к саморефлексии и непрерывному обучению: Постоянное повышение квалификации, изучение новых научных достижений, критический анализ собственной педагогической деятельности.
Современное образование не может оставаться прежним. Время, когда педагог был лишь источником знаний, ушло, ведь теперь любая информация легкодоступна. Главная задача учителя будущего – стать наставником. Это значит не просто передавать факты, а помогать детям учиться мыслить критически, развивать свои таланты, находить свой путь и формировать важные жизненные навыки (как учиться, решать проблемы, общаться). Такая трансформация необходима, чтобы подготовить молодое поколение к быстро меняющемуся миру и помочь им стать самостоятельными, ответственными и успешными людьми. Без этого перехода образование не сможет эффективно выполнять свою миссию в XXI веке.
Литература
1. Иванов, П. С. Образование в цифровую эпоху: новые парадигмы. Москва: Просвещение, 2020. 320 с.
2. Кузнецова, М. В., Васильев, А. В. Развитие гибких навыков у педагогов в условиях меняющегося мира // Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Современные вызовы образования". Санкт-Петербург, 2021. С. 112–117.
3. Петрова, А. Н. Наставничество как ключевая компетенция педагога XXI века // Вестник образования. 2021. № 3. С. 45–52.
4. Сидоров, К. О. Цифровая трансформация школы // Современное образование. 2022. № 1. С. 87–95.
Изображение от freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
