- 15.10.2025
- 425 Просмотров
- Обсудить
С выступлением Смолина перекликается и исторический экскурс Владимира Алексеевича Зернова, академика-секретаря Отделения профессионального образования РАО, ректора Российского нового университета. Владимир Алексеевич напомнил участникам конференции, что во времена СССР, когда страна стала мировым технологическим лидером, ценился в первую очередь талант, а не только «корочка»: главный конструктор лунохода мог не иметь высшего образования. Секрет успеха, по его мнению, был в концентрации интеллекта. Сегодня же, считает Зернов, мы ставим «телегу впереди лошади», делая ставку на ИИ, а не на развитие человеческого потенциала.
Елена Юрьевна Брель, член-корреспондент РАО, и.о. академика-секретаря отделения общего среднего образования РАО, сместила фокус на процесс профессионального самоопределения, отметив, что просто рассказывать о профессиях уже недостаточно. Она указала на парадокс, когда зарплата профессора ниже, чем у экскаваторщика, что сильно влияет на выбор молодежи. Точку зрения Брель подтвердил и Игорь Дмитриевич Иванов, руководитель направления образовательных стандартов и программ Фонда Гуманитарных Проектов, говоря, что главные критерии выбора профессии для учащихся — это зарплата и интерес, из-за чего педагогика теряет популярность.
Владимир Игоревич Блинов, член-корреспондент РАО, директор Научно-образовательного центра развития образования РАНХиГС, добавил, что современный мир требует постоянного движения — профессиональной мобильности взрослых. «Не науки проваливаются, а преподаватели — спрашивают не то, а рынок спрашивает жестко», — заявил он, призывая к пересмотру целей образования и добавлению навыков самообразования в список необходимых каждому обучающемуся колледжа и вуза компетенций.
Кирилл Геннадьевич Кузнецов, кандидат психологических наук, исполнительный директор Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ, говоря о структуре готовности к самоопределению, настаивал, что профориентационная работа со студентом колледжа или вуза эффективна только в случае применения индивидуального подхода.
Николай Фёдорович Родичев, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра развития образования РАНХиГС, предложил компенсировать системные дефициты за счет негосударственного участия, разделив профориентологов на «средоведов» (работающих в системе) и «человековедов» (внешних консультантов), и развивать профориентацию через воспитательную работу и НКО.
Таким образом, для возрождения системы СПО необходим комплексный подход: поднять статус и оплату труда по рабочим профессиям, перенести акцент с профориентации как информирования на глубокое профессиональное самоопределение, персонализировать подход к каждому студенту и активно привлекать к этой работе внешние, «вольные» или негосударственные ресурсы.
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
