Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » »

Система профобразования Литвы не обеспечивает потребности рынка труда

Система профобразования Литвы не обеспечивает потребности рынка труда

Поделитесь новостью
Региональные профновости


Система средне-специального профессионального образования Литвы ежегодно на рынок труда выпускает по 30 тысяч специалистов, однако предприниматели постоянно повторяют, что им не хватает квалифицированных работников

ВИЛЬНЮС, — Sputnik Литва. Впервые министерством образования проведенный обзор состояния профессионального обучения показал, что не хватает качества, программы обучения дублируются, финансирование используется не эффективно, а результаты обучения сильно не соответствуют потребностям регионов и рынка труда, сообщает пресс-служба министерства.

Профессиональное образование в Литве представлено 1 118 программами, по которым готовятся специалисты 558 различных квалификаций. Это означает, что программ слишком много, и выпускаются специалисты узкой специализации, что сокращает возможности приспособиться к рынку.

В учреждениях профобразования 16% учащихся получают квалификацию в сфере гостиниц-ресторанов, то есть 4 560 специалистов ежегодно, в то время как на рынке в этой сфере задействовано 30 тысяч человек. 15% учатся в сфере красоты, то есть 4 275 специалистов, когда на рынке — 28 300. Однако ежегодно подготавливаются только около 2 тысяч специалистов в сфере промышленности, когда на рынке задействовано 212 тысяч.

Министр образования Юргита Пятраускене отметила, что многие годы не проводились существенные преобразования в сфере профессионального образования, в систему поступали обильные инвестиции, однако старые проблемы не решались. Эта сфера оставалась в стороне от повестки дня политиков и выступала как третий брат после высшего и базового образования.

"Сегодня престиж профессионального образования незаслуженно унижен", — сказала Пятраускене.

По словам министра, профессиональное образование играет важную роль в создании экономики и социального благополучия государства, также существует большая потребность в специалистах, имеющих профессиональную квалификацию.

Один учащийся обходится государству в 2,5 тысячи евро в год. Система профессионального обучения стоит государству более 80 миллионов евро в год. Поэтому важно обеспечить качество обучения, чтобы выделяемые средства использовались максимально эффективно.

Более половины бюджета в системе профессионального образования тратится на зарплаты работникам (63,5%). Около 5% составляют стипендии учащимся, 25% — средства обучения и 6% уходит на приобретение материального и нематериального имущества (обновление инфраструктуры, оборудования).

В 70 учреждениях профессионального образования задействовано 4 190 работников. Из них 308 — руководящий состав, 3 522 преподавателя. На одного преподавателя приходится 12 учащихся (в Эстонии — 17, Латвии — 18), когда должно быть в два раза больше.

Министр отметила, что из-за низкого престижа не многие пользуются услугами учреждений профессионального обучения, не смотря на то, что таким специалистам легче трудоустроиться, и их зарплаты нередко бывают выше, чем у выпускников ВУЗов. В течение полугода после завершения обучения трудоустраиваются более 60% выпускников средне-специальных учреждений, более 85% из них — по специальности.

В ближайшие годы министерство планирует привлечь в средне-специальные учреждения как можно больше учащихся, чтобы к 2020 году соотношение получающих профессиональное и высшее образование было как в Европе 50/50, пока только 30/70.

Министерство образования уже начало применять меры по усовершенствованию профессионального образования. На рассмотрение Сейма представлена новая редакция закона о профессиональном образовании, в следующем году планируется и преобразование портфеля программ этих учреждений.
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar