Как сделать среднее профессиональное образование привлекательным для молодежи и востребованным для экономики, обсуждалось на выездном заседании секции по вопросам образования, культуры и спорта Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края.
Открывая заседание, председатель комитета по образованию, культуре и спорту Людмила Магомедова сказала о важности работы, проделанной в этом направлении. «Сегодня призываю всех говорить не только о достижениях, но и, глядя в глаза друг другу, говорить о проблемах — системных и несистемных, которые необходимо решить», — сказала Людмила Васильевна.
Высокий уровень компетенций С докладом о результатах реструктуризации сети профессиональных образовательных организаций выступила Ольга Никитина — заместитель министра образования края.
Ольга Николаевна рассказала, что ходе реструктуризации сети была изменена ее структура и состав. 66 учреждений начального профессионального образования (училища, лицеи) и 30 учреждений среднего профобразования (техникумы, колледжи) были реструктуризированы в 47 профессиональных образовательных организаций (ПОО) и 35 их филиалов.
При этом докладчица отметила, что была сохранена доступность профессионального образования и всех направлений подготовки: «Укрупнение учреждений позволило организовать многоуровневую подготовку кадров. Были открыты 14 новых программ подготовки специалистов среднего звена в семи ПОО, которые ранее реализовывали только программы подготовки рабочих. Также расширился спектр образовательных услуг, студентам дана возможность выбора направлений подготовки за счет увеличения количества реализуемых образовательных программ в одном учреждении, обеспечена доступность получения разных уровней среднего профессионального образования жителями края».
В настоящий момент в подведомственных министерству образования края профессиональных образовательных организациях реализуются программы по 140 профессиям и специальностям, организованы профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации взрослых жителей региона по 220 направлениям.
В связи с тем, что поставлена задача развивать практику целевой подготовки обучающихся в ПОО с заключением договоров, предусматривающих меры поддержки студентов, увеличена доля обучающихся по целевым договорам с гарантированным трудоустройством с 3% в 2014 году до 50% в 2017-м.
Ольга Николаевна особо обратила внимание на создание единой материально-технической базы для подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в территориях края. На сегодняшний день на базе ПОО созданы 16 высокотехнологичных и 5 территориальных центров. В них сконцентрированы уникальные ресурсы и современные производственные технологии, обеспечивается открытый доступ к ним учащихся профильной школы и взрослого населения территорий.
По итогам мониторинга можно сделать вывод о том, что проведение реструктуризации позволило улучшить качество подготовки. Ярким доказательством тому служит участие обучающихся и рабочей молодежи во всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства. Красноярский край занял активную позицию в движении WorldSkills Россия. Проведено пять региональных чемпионатов и полуфинал национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Сибирском федеральном округе. Команда края четыре раза принимала участие в национальных чемпионатах и неизменно демонстрировала высокую результативность. По результатам медального зачета национального чемпионата Красноярский край занял 8-е место в рейтинге 85 субъектов Российской Федерации.
Подводя итоги выступления, заместитель министра образования сказала: «Мы вместе с профильным комитетом Законодательного Собрания края и муниципалитетами разрабатывали реструктуризацию сети. Было очень нелегко, но благодаря тесному взаимодействию нам удалось реализовать этот мощный проект. Сегодня мы вынесли этот разговор на широкое обсуждение, потому что реально понимаем, что без совместного решения проблем с участием всех заинтересованных лиц двигаться дальше невозможно. Спустя два года мы должны четко понимать, что у нас получилось, а что — нет. Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что нам удалось качественно изменить систему профессионального образования. Требование времени — высококвалифицированные кадры, и мы должны соответствовать этому вызову. Система должна давать высокий уровень компетенций.
Создание многопрофильных, многоуровневых заведений как раз и решает эту задачу плюс делает профессиональное образование более доступным. Но при этом уже становится очевидным, что мы слабо сработали по системе филиалов. Дело в том, что когда реструктурировалась сеть, мы не стали закрывать небольшие учебные заведения, чтобы понимать, какие из них в новой системе будут востребованы, а какие — нет. Теперь мы убедились, что наступило время, когда молодые люди выбирают те учебные заведения, где дают качественное образование. Они уже реально понимают, что если не получить достойную профессию, ты не будешь востребован на рынке труда. Получить качественное образование в филиалах нереально, там нет условий. И это наша болевая точка. В перспективе мы должны определиться, какие филиалы нам нужно усилить, а от каких — отказаться.
Сегодня условия таковы, что мы должны выдерживать требования по мировым стандартам. Для того чтобы компетенция попала в ТОП–50, надо пройти лицензирование, аккредитацию, иметь современную материальную базу и уникальный преподавательский состав. Как осуществить эти требования, мы и обсуждаем сегодня».
Приходится тащить лишний груз
В западном территориальном округе 17 ПОО и 3 филиала были реструктуризированы в 9 ПОО и 9 филиалов. Обучение осуществляется по 30 специальностям среднего профессионального образования. Контингент обучающихся насчитывает свыше 8,6 тыс. человек, ежегодный выпуск — более 1,5 тыс. человек. Трудоустройство в среднем составляет 50%. Ежегодно переподготовку и повышение квалификации проходят порядка 1,1 тыс. человек.
Руководители техникумов рассказали об изменениях, произошедших после объединения, и о наболевших вопросах. Директор Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства Виктор Иванов поднял тему освобождения учебных заведений от непрофильных активов. Показательный пример — содержание за счет средств колледжа когда-то принадлежавшего ему общежития в поселке Малиновка, в котором сейчас проживают посторонние люди. «Муниципалитет не спешит брать на себя такую обузу без финансирования из бюджета, — посетовал Виктор Васильевич. — Вот и приходится нам за счет собственных средств, которые можно было бы потратить на развитие, тащить этот груз. Но дальше так продолжаться не может».
У Балахтинского аграрного техникума другая беда — нехватка площадей. Об этом рассказали директор учебного заведения Виктор Анисимов и первый заместитель главы района Нина Ляхова. «Мы разработали программу по подготовке специалистов и рабочих, — сказала Нина Владимировна. — Стараемся, чтобы наши ребята учились и оставались работать дома. Передали техникуму освободившиеся здания библиотеки и музыкальной школы. Привлекаем работодателей для трудоустройства выпускников и обеспечения их жильем. Таким образом устраиваем жизнь в том числе и ребят из Приморского детского дома. На время учебы они получают места в общежитии, а потом трудоустраиваются на рыбоперерабатывающее предприятие, которое начинает строить 15 квартир для своих специалистов».
Финальную точку в разговоре поставил Николай Бондарев — директор Ачинского техникума нефти и газа, где и проходило выездное заседание. Николай Иванович отметил: несмотря на то, что техникум по сравнению со многими находится в выигрышном положении, так как в свое время в него были вложены достаточные средства, ему удалось выиграть национальный грант — 100 млн рублей, и есть очень серьезные социальные партнеры, такие как Ачинский НПЗ. Однако средств на развитие учебного заведения в соответствии с требованиями времени катастрофически не хватает. Остро стоит проблема нехватки площадей.
«В этом году техникуму исполняется 10 лет, — сказал Николай Бондарев. — Мы тяжело прожили этот период, но сегодня твердо стоим на ногах. Это во многом заслуга всего коллектива, но мы благодарны и за поддержку со стороны министерства, Законодательного Собрания и наших партнеров. Мы научились зарабатывать собственные средства, порядка 13—15 млн рублей, но все они идут на содержание того оборудования, которое закупленро на выигранные миллионы. Сегодня мы говорим про ТОП-50, но для этого должны работать программы развития, на которые нужно соответствующее финансирование со стороны государства, а не те 25 процентов, которые мы зарабатываем. Много не просим — дайте только нам возможность развиваться».
Важна обратная реакция Своими впечатлениями и выводами по итогам заседания поделились депутаты Законодательного Собрания края.
Председатель комитета по образованию, культуре и спорту Людмила Магомедова: «Мне показалось, что сегодня состоялся очень полезный разговор по итогам первого этапа реструктуризации, который мы провели совместно с министерством образования и территориями. Для нас сейчас очень важна обратная реакция коллективов и руководителей реструктурированных учреждений. Важна не только потому, что Президент РФ назвал профессиональное образование одной из приоритетных тем, но и потому, что, говоря об успехах, мы не должны забывать о проблемах, которые мешают двигаться отрасли вперед. Уже можно с уверенностью сказать, что некоторые рабочие моменты снимаются легко, но есть ряд системных вопросов, которые нужно срочно решать органам госвласти края. Основные из них перечислила в своем докладе Ольга Николаевна Никитина.
Я для себя в первую очередь отметила укрепление материально-технической базы — имею в виду и нехватку площадей, и содержание непрофильных активов за счет образовательных организаций и краевого бюджета. Пора избавляться от этого груза, несмотря на то, что на эти цели потребуется порядка 68 млн рублей. Мы не раз уже обращали на это внимание правительства края, но, как показал сегодняшний разговор, движение вперед происходит очень медленными темпами. А решать надо срочно — очень обидно, что заработанные деньги трудовые коллективы вынуждены тратить на содержание чужих коммуникаций и ремонт чужих зданий. Категорически с этим не согласна — эти деньги должны работать на программу развития.
Еще один немаловажный момент — кадровый состав преподавателей и мастеров производственного обучения. С этим надо очень серьезно работать. В общем, есть много того, что радует, но есть и то, над чем предстоит серьезно поработать, поэтому мы зарядились на решение проблем в срочном порядке».
Заместитель председателя профильного комитета Виктор Кардашов: «Одна из основных функций нашего комитета — контроль и поддержка в сфере образования. Поэтому очень хорошо, что мы без купюр и парадных отчетов поговорили о тех изменениях, которые переживает сегодня профессиональное образование. Естественно, что задачи стоят не из легких, но та система, которая сложилась, должна быть жизнеспособной в новых условиях.
Качественное образование — это инвестиции в будущее, в достойную жизнь следующих поколений. Закрепление молодых людей на рынке труда в нынешних условиях имеет экономический и социальный, а значит, и политический характер. Поэтому будем работать над вопросами, которые сегодня прозвучали, другой альтернативы у нас нет».
Депутат Павел Ростовцев: «Первый этап реструктуризации проведен, но остается очень много нерешенных вопросов. Для меня как депутата от Ачинского округа большая их часть не нова. Прежде всего это непрофильные активы учебных заведений. Два года мы уже занимаемся передачей общежития в Малиновке в муниципальную собственность. Но, к сожалению, закрыть этот вопрос пока не удалось. Очень жаль, ведь эти деньги колледж мог бы инвестировать в собственное развитие — строительство учебно-производственных корпусов и лабораторий. Думаю, что следующим нашим шагом будет разработка на примере Малиновки решения проблемы в целом. Необходимо срочно найти механизмы передачи этого имущества в муниципалитеты.
С развитием в крае новых производств в промышленности и других отраслях идет создание новых профессий, которые получают ребята, и, может быть, через два-три года материально-техническая база устареет. Нам надо смотреть вперед — создавать новые лаборатории и учебно-производственные площадки, новые технологии обучения. На это, безусловно, нужны немалые финансовые ресурсы, поэтому нужно разрабатывать программу развития профессионального образования и предусмотреть на это средства краевого бюджета».
6 апреля 2018 г.
Пресс-служба Законодательного Собрания Красноярского края Пресс-релиз № 193 (10789)
фото: Бурмистров А. В.