Какие черты традиционной практики наставничества применимы в организациях 21 века? Наставник на производстве или мастер производственного обучения в образовательной организации? Как влияет наставник на качество профессионального образования? Эти и другие вопросы обсуждены в рамках заключительного этапа республиканского конкурса «Лучшие практики наставничества», сообщает
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия).
Финал республиканского конкурса «Лучшие практики наставничества» состоялся 12 декабря на базе Якутского индустриально-педагогического колледжа. Также в рамках конкурса была организована дискуссионная площадка, посвященная вопросам развития наставничества. Всего в заключительном этапе конкурса приняли участие 8 финалистов со всей республики.
В конкурсе участвовали не только преподаватели с педагогическим образованием, но и те, кто выступает в нескольких ролях. Конкурс прошел в два этапа: представление своего практического опыта наставничества и выработка его модели. Победителем стала начальник кондитерского цеха АО «Якутский хлебокомбинат» Татьяна Пшенникова. Татьяна Пшенникова совмещает основной вид деятельности с наставничеством в Якутском технологическом техникуме сервиса. «Я люблю свою работу и делиться своим опытом. Отрадно видеть, как мои ученики достигают новых вершин. Рада, что проводятся такие конкурсы. Таким образом появляется стимул для развития наставничества, так как мы делимся опытом. От себя скажу, что наставников нельзя назначить, им надо родиться. Самое главное, открыто и доверительно передать свой опыт другому человеку», — рассказала победительница.
Михаил Присяжный, первый заместитель министра образования и науки Якутии отметил необходимость наставнического движения в современное время: «Наставник — это не только тот, кто принимает молодого специалиста на предприятии, а тот, кто рассказывает будущему специалисту о его возможностях и профессиональных реализациях. Но они нужны не только для молодежи. Возраст тех, кто вступает в новую профессиональную деятельность, существенно изменился. Люди по ходу жизни меняют свои профессии, переучиваются. Это тем более касается людей предпенсионного возраста. Это очень актуально для нашей страны».
Также он добавил, что новый формат наставничества связан с тем, что активно внедряется практикориентированное или дуальное обучение. Критерии наставничества ещё не стандартизированы, но ясно, что в каждой отрасли они будут разные. Мнения экспертов, которые сегодня оценивали конкурсантов, будут обобщены и, возможно, в будущем появятся нормативные документы и соглашения с предприятиями. «Наставничество – это целая культура. Мы считаем, что это призвание. Но без соответствующей подготовки я не смогу быть успешным учителем. Все участники и эксперты пришли к мнению, что даже если человек в душе готов быть наставником, то ему этому надо научить, дать понять, как он может передать эти знания», — подытожил Михаил Юрьевич.
Организатором республиканского конкурса «Лучшие практики наставничества» выступил Институт развития профессионального образования.