Проблему подготовки кадров для региона обсудили на круглом столе в еженедельнике «Аргументы и Факты». Об этом сообщает
министерство образования Иркутской области.
Мероприятие состоялось накануне открытия IV Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). В работе круглого стола приняли участие заместитель министра образования Иркутской области Евгений Торунов и директор Института кадровой политики и непрерывного профессионального образования Инна Гетманская.
Движением WorldSkills объединены 80 стран и все субъекты Российской Федерации. За четыре года проведения чемпионатов в Иркутской области его посетили более 10 тысяч школьников. Ребята проходили профессиональные пробы.
- Ранняя профориентация и самоопределение очень важны, для того чтобы выбрать профессию, которая станет смыслом жизни, - отметила Инна Гетманская.
В этом году на чемпионате будут работать более 200 экспертов, которые прошли предварительное обучение. Процедура оценивания на чемпионате будет проводиться с участием аудиторов. Каждый подбор конкурсных заданий согласуется с сертифицированным мировым экспертом из союза WorldSkills.
В регионе действуют 83 общеобразовательные организации среднего профессионального образования, 58 из них - в ведении министерства образования Иркутской области. В них обучается более 40 тысяч студентов. Самой востребованной специальностью, которую выбирают девятиклассники, является автомеханика и техническая эксплуатация автомобилей. На этих специальностях обучается 1,5 тысячи студентов. Второй по численности обучающихся является сфера обслуживания, потом здравоохранение, образование, сельское хозяйство, информатика и энергетика.
Многие предприятия региона сегодня испытывают нехватку рабочих кадров, поэтому техникумам, колледжам и училищам необходимо выстраивать взаимодействия с работодателями, разрабатывать совместные программы и обучать именно тех специалистов, которые востребованы на рынке труда. По словам директора Иркутского техникума транспорта и строительства Татьяны Ломакиной, выпускникам приходится нелегко. В частных автосервисах и малых предприятиях не хотят уступать молодым, а автоколонны могут принять всего 1-2 специалистов. Поэтому так важно выстраивать дорожную карту взаимодействия и регулировать контрольные числа приёма.
Дефицит рабочих кадров в настоящий момент испытывают и такие стабильные отрасли, как железная дорога, где обычные монтёры пути зарабатывают по 50-60 тысяч рублей, однако не все готовы уезжать из города на отдалённые станции, даже за подъёмные в 250 тысяч рублей. У ВСЖД есть хорошие программы по адаптации. Железнодорожные династии насчитывают более 180-летнюю историю и, тем не менее, отрасль испытывает потребность именно в рабочих руках. Дорога располагает прекрасным учебным центром по повышению и переподготовки квалификации, оснащённым по последнему слову техники и может предложить дистанционное обучение.
По словам заместителя министра образования Евгения Торунова, если у родителей, детей, директоров предприятий и директоров образовательных организаций не будет понимания, что за человеком труда, за простым рабочим - будущее, ничего с места не сдвинется.
- У молодёжи необходимо формировать успешность рабочих профессий. И повлиять на детей могут родители.
В прошлом учебном году иркутские техникумы выпустили 286 сварщиков, но никто не устроился по специальности. Как отметила заместитель генерального директора по персоналу и социальным программам АО Верхнечонскнефтегаз Анна Пасынкова, производственные отрасли, работающие на добыче ресурсов – это не вечные производства, поэтому после внедрения новых отраслей им не нужно 100 специалистов. А только – 5.
Задачи времени: предприятия должны подавать информацию о потребности в кадрах, а образовательные организации быстро менять, адаптировать свои учебные программы под эти потребности и переучивать специалистов.