10 октября на заседании правительства Тульской области под председательством первого заместителя Губернатора – председателя правительства региона Валерия Шерина обсудили развитие системы среднего профессионального образования в рамках национального проекта «Образование», сообщает пресс-центр правительства Тульской области.
«Повышение качества и доступности образования, подготовка профессиональных кадров – в числе первоочередных задач регионального правительства», - сказал Валерий Шерин.
Он подчеркнул, что в регионе ведется системная работа по обеспечению предприятий квалифицированными рабочими и специалистами среднего звена. Новый импульс эта деятельность получила с началом нацпроекта «Образование».
Министр образования Тульской области Алевтина Шевелева доложила, что в регионе 30 профессиональных образовательных учреждений. В них обучаются более 18 тыс. студентов.
В 2019 году выделено 6446 бюджетных мест. Все первокурсники, поступившие по очной форме, заключили трехсторонние договоры с учреждением и работодателем.
Напомним, в программе социально-экономического развития с 2016 по 2021 гг. Алексей Дюмин ставил задачу по развитию ранней профориентации для детей, налаживанию взаимодействия с работодателями.
Алевтина Шевелева подчеркнула, что с 2016 года Тульская область одной из первых в стране внедряет новый стандарт кадрового обеспечения, предложенный Агентством стратегических инициатив (АСИ).
Одно из основных направлений программы социально-экономического развития - «Образование будущего: кадры для промышленности» - предусматривает кадровое обеспечение промышленных предприятий Тульской области, подготовку кадров по пятидесяти новым перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50), внедрение практико-ориентированных (дуальных) моделей обучения.
По поручению
Губернатора Алексея Дюмина ежегодно формируется прогноз потребности рынка труда в кадрах на 7-летний период.
На основе ТОП-50 профессий с 2017 по 2019 гг. в 23 учреждениях внедрены 30 новых образовательных программ, из которых 60% относятся к сфере промышленности.
Так, введены новые специальности «Аддитивные технологии», «Мехатроника и мобильная робототехника» и «Технология производства изделий из полимерных композитов».
К работе со студентами привлекаются инженерно–технические работники предприятий. Они читают лекции, ведут лабораторные и практические занятия, участвуют в реализации проекта «Наставничество». В регионе активно используется система многоуровневого наставничества.
Алевтина Шевелева отметила, что с 2018 года Тульская область как пилотный регион участвует в реализации стратегической инициативы АСИ «Кадры будущего для регионов».
Ее цели - обучение и профессиональное сопровождение (в том числе с использованием института наставничества) талантливых молодых людей в возрасте 14-17 лет.
В 2019 году для участия в инициативе заявлено 290 школьников из 20 муниципальных образований Тульской области, 17 наставников из числа руководителей и сотрудников предприятий, вузов и органов исполнительной власти.
Кроме того, министр напомнила, что с 2014 года государственные профессиональные образовательные организации Тульской области – активные участники международного движения WorldSkills, которое объединяет 80 стран мира.
С 28 октября по 11 ноября 2019 года в Тульской области состоится четвертый региональный чемпионат WorldSkills.
В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами обучение по профессиям топа-50 должно заканчиваться практическим демонстрационным экзаменом. Он проводится по стандартам WorldSkills с участием работодателей в качестве экспертов.
В 2019 году в режиме пилотной апробации такой экзамен сдали 689 студентов в 25 Центрах проведения демонстрационного экзамена.
Еще одно приоритетное направление - развитие профильного обучения в школах. Организовано взаимодействие школ с вузами и предприятиями региона. Для развития дополнительного образования детей создаются кванториумы, технопарки и мини-технопарки.
Алевтина Шевелева отметила, что благодаря проекту по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-х – 11-х классов «Билет в будущее» почти 60% школьников после 9 класса идут в колледжи и техникумы.
Министр сообщила, что достижение показателей федерального проекта «Молодые профессионалы» напрямую связано с укреплением материально-технической базы, созданием новых мастерских. На эти цели выделяются средства из бюджетов разных уровней, привлекаются и внебюджетные источники. В 2019 году было выделено более 100 млн руб.
По поручению
Губернатора Алексея Дюмина планируется корректировка программ развития учреждений профобразования.
В профучреждениях региона создано 23 мастерских и лабораторий, соответствующих федеральным стандартам и стандартам WorldSkills.
Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» аккредитовало 4 специализированных центра компетенций (СЦК) по направлениям: туризм, дошкольное воспитание, предпринимательство, ремонт и обслуживание легковых автомобилей.
По словам Алевтины Шевелевой, ключевая задача – создание в 2021 году Центра опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), в котором будут использованы экспериментальные интенсивные образовательные программы.
Преимущество такой формы – возможность за максимально короткие сроки подготовить кадры, ориентированные на конкретные рабочие места.
Алевтина Шевелева сообщила, что создать ЦОПП планируется в машиностроительном колледже им. Демидова. В 2018 году он стал победителем федерального конкурсного отбора и выиграл грант на сумму 43 млн рублей. Средства пошли на создание 5 лабораторий по мехатронике, мобильной и промышленной робототехнике. Также на них создано и оснащено роботизированными рабочими местами по специальности «Сварочные технологии» современное лофт-пространство.