Возможность «потрогать профессию руками» предоставляет школьникам проект по ранней профессиональной ориентации для учеников 6-11 классов «Билет в будущее». После онлайн-тестирования, которое помогает определить сферу профессиональных предпочтений подростков, участники проекта записываются на профориентационные мероприятия. Там ребята попадают в реальную производственную среду. На новейшем оборудовании, с лучшими наставниками и со строгим соблюдением технологических стандартов подростки проходят этап погружения в профессию.
— Мы работаем со школьниками давно, — рассказывает замдиректора по учебно-производственной работе и куратор проекта «Билет в будущее» Хакасского политехнического колледжа Александр Ехлаков. — К примеру, в школе есть кружок автолюбителей, и ребят, которые интересуются техническим творчеством, привозили к нам в колледж, чтобы мы рассказали им о некоторых специальностях, которые у нас можно получить. Во многом мы действовали наощупь. Программа «Билет в будущее» предложила систему тестирования, где все действия наставников выверены так, чтобы не дать ребенку слишком мало, чтобы он заскучал, но и не перегрузить его технологическими деталями.
Например, одно из самых востребованных в стране профессиональных направлений – автомеханик. В зависимости от квалификации, зарплата такого специалиста в Хакасии и на юге Красноярского края составляет 25-60 тысяч рублей.
В Хакасском политехническом колледже на профильную специальность «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» всегда высокий конкурс - не менее 5 соискателей на место. Ежегодно в трех группах там обучается 75 человек.
Автомеханик — специалист многопрофильный. Он знаком с содержанием «начинки» и особенностями эксплуатации машин разных производителей, марок и моделей. Для определения причин поломки и специфики дефекта он использует приборы и сложное диагностическое оборудование.
Чтобы подросток мог составить адекватное представление о сути специальности, важно, чтобы площадка демонстрировала ему особенности отрасли на самом высоком уровне, культуру производства.
Сейчас в ХПК есть такие возможности.
— У нас на площадке, где ребята проходят практику, есть весьма дорогостоящее оборудование для обучения и взаимодействия с дилерскими центрами по продаже и обслуживанию автомобилей. Такого нет на СТО Хакасии. Взаимосвязи с центрами подобного уровня увеличивают шанс престижного трудоустройства наших выпускников. К примеру, официальный дилер по продаже автомобилей Hyundai — это солидный представитель в регионе, и у него, конечно, есть услуга гарантийного обслуживания и ремонта транспорта, чтобы соответствовать технологии работ, заданной заводом-изготовителем. Там есть и соответствующее оборудование, и персонал, который умеет на нем работать. Если же станция техобслуживания не ориентируется на конкретные марки, там стоит мультимарочное оборудование, которое приспособлено для выполнения работ на любых автомобилях, оно более универсально. Так вот, у нас, благодаря участию в программе «Билет в будущее», имеется и то, и другое. Мы можем готовить специалистов любого спектра, - рассказывает Александр Ехлаков. Тесная взаимосвязь с производственными центрами позволяет проходить там стажировку и педагогам, мастерам, наставникам, обновлять свои познания в оборудовании и технологии, обмениваться информацией.
Представителей официальных дилеров крупных СТО колледж привлекает также и к участию в квалификационных государственных итоговых аттестациях в качестве экспертов. Так они могут оценить уровень подготовки автомехаников и, возможно, пригласить их на работу.
По словам куратора проекта «Билет в будущее» , подростки, которые своевременно и осознанно делают свой выбор, обычно хорошо учатся, активно проявляют себя в различных профессиональных конкурсах, чемпионатах, легко сдают выпускные экзамены и удачно трудоустраиваются.
По информации Министерства образования и науки Республики Хакасия