С 27 по 31 января в Якутии состоялось традиционное Январское совещание педагогических работников Республики Саха (Якутия) – 2022, которое посвящено теме: «Качество образования: методические аспекты».
Одним из основных мероприятий Январского совещания является пленарное заседание с участием Главы республики Айсена Николаева. Мероприятие прошло 29 января в режиме видеоконференцсвязи. Участие приняли работники сферы образования и науки Республики Саха (Якутия), общественные организации, представители органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия), федеральные эксперты, представители средств массовой информации.
Первым перед педагогической общественностью выступил Глава республики Айсен Николаев. В своем выступлении он призвал специалистов Министерства образования и науки РС (Я) и Министерства инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС (Я) уделить особое внимание на самоорганизацию детей и разработку качественного образовательного контента: «В условиях пандемии благодаря высокому уровню цифровой грамотности республики, мы смогли решить основные технологические задачи по организации дистанционного обучения. Есть понимание, что формальное удаленное обучение станет одним из востребованных форматов даже после окончания пандемии. До сих пор в целом система образования мало делают упор на самообразование и самоорганизацию детей. Детей тоже надо учить учиться дистанционно, это веление времени и мировой тренд не только в образовании, но и в любой другой профессиональной сфере. В интересах будущего наших детей нам надо занимать опережающую позицию. Ещё серьезная проблема — это то, что в арсенале педагогов и учеников недостаточно качественного образовательного контента и это сильно ограничивает преимущество онлайн обучения. Считаю, что здесь Минобрнауки совместно с Мининноваций и с методическими научными структурами республики надо обратить особое внимание на эти вопросы. Их решение должно стать важным фактором достижения нашей цели, которую я провозгласи еще в 2018 году - мы должны войти в топ 15 регионов страны по качеству образования. К этой цели мы обязательно должны стремиться».
Также Глава отметил, что предстоит огромная работа по организации проведения капитального ремонта в школах в рамках исполнения поручения Владимира Путина. Он напомнил, что 21 января Республика подписала соглашение с Министерством просвещения России, согласно которому в республику будут направлены порядка 2,9 млрд руб. на капитальный ремонт школ. Глава предложил создать на местах штабы родительского контроля за проведением работ, а педагогическому сообществу проявить крайнюю заинтересованность. Айсен Николаев подчеркнул, что своевременное освоение финансовых средств и контроль качества работы — это прямая ответственность органов местного самоуправления.
С основным докладом выступила министр образования и науки Республики Саха (Якутия) Ирина Любимова. В своем докладе министр рассказала о региональной системе методического сопровождения. «Необходимо в каждом муниципалитете обсудить сложившуюся ситуацию для построения эффективной модели муниципального методического сопровождения педагогов в соответствии с вызовами времени. Проблемы недостаточного методического сопровождения сказываются не только на образовательных результатах обучающихся, но и на результатах и данных оценки механизмов управления качеством образования в регионе, а также в муниципалитетах. Перед нами поставлена прорывная задача Главы РС (Я) - войти в 15 ведущих регионов России. Эта задачу возможно решить при условии серьезных преобразований направлений деятельности, а именно - методического сопровождения педагогов по их потребностям и дефицитам для эффективной реализации в регионе флагманских проектов и программ», - говорится в докладе министра.
«Нам важно мотивировать к изменениям всех педагогов, вовлекать всех заинтересованных групп в процессы преобразований, выстраивать их продуктивное сотрудничество, поддерживать инициативы и партнерство родителей, педагогов, работодателей. От нашей с вами совместной работы по методическому сопровождению подготовки педагогов и руководителей зависит, насколько готовы будем к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов 2021 года. В связи с этим еще более актуальной становится задача развития региональной многоуровневой системы методической работы и ее эффективного функционирования, создания методического пространства педагогического взаимодействия – методической инфраструктуры, обеспечивающей профессиональное становление и развитие педагогов», - обратилась министр к педагогическим работникам.
Заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Антонина Григорьева подчеркнула, что тема Январского совещания созвучна приоритетам политики российского государства. «Отстающая по образованию в мире страна, регион обречены на отставание во всем. Устойчивым краеугольным камнем в сфере образования республики должны стать: 1) качество образования; 2) доступность образования; 3) воспитание гармонично развивающейся и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций», - отметила она.
Вице-спикер парламента Якутии сообщила, что прошедший год был непростым для всех, но педагогическое сообщество достойно справилось с поставленными задачами.
При всех достижениях в сфере образования Антонина Афанасьевна сказала о необходимости оказания серьезного внимания развитию у учащихся умения анализировать информацию, рассуждать; развитию индивидуальных способностей, талантов, общего кругозора; общему и семейному воспитанию. Педагогам надо усилить работу с семьей.
«Семья - безопасная гавань, кристалл общества, первичное лоно человеческой культуры. В Конституции РФ было написано только: «Семья – ячейка общества», а в обновленной Конституции РФ семье посвящены целых 3 статьи (статьи 7, 38, 72), которые направлены на повышение педагогической культуры семьи, а также в них сказано о защите и поддержке семьи, материнства и детства; правах и обязанностях родителей и детей. Внесены изменения и в Семейное законодательство Российской Федерации», - подчеркнула народный депутат республики.
Антонина Григорьева рассказала, что парламентариями республики проводится работа по совершенствованию законодательства Республики Саха (Якутия) в сфере образования и науки. Продолжается работа по разработке подзаконных актов к Закону «Об образовании в РС (Я)», документов, регулирующих питание в детских садах, школах, касающихся повышения статуса учителей, государственной поддержки политехнических школ, развития профессионального образования. Устойчивое развитие системы образования во многом обеспечивается стабильным финансированием и инфраструктурой.
Она также отметила, что социальному блоку в 2022 г. выделено 132 млрд. 937,8 млн. рублей или 49,7% государственного бюджета РС (Я). Объем выделяемых Министерству образования и науки средств составит ежегодно в 2022, 2023 гг. около 49 млрд. рублей. Обратила внимание на национальный проект «Образование», который сегодня является гарантом устойчивого развития отрасли, создания новых инфраструктурных возможностей, которые нужно эффективно и рационально использовать.
«Опыт перехода ко всеобщему дистанционному обучению показал, что без новейшего образования, современных зданий, компетентных педагогических кадров современное образование невозможно», - сказала парламентарий.
Далее вице-спикер парламента республики отметила лидирующую позицию региона по числу рождаемости детей. Так, с 1 января по 28 января 2022 года в Якутии родилось 763 ребенка, по ДФО республика занимает первое место. В связи с этим в республике каждый год ведется строительство детских садов (по 9-12 в год), школ. В этом году будут введены 23 школы. Работа в данном направлении активно продолжается.
Антонина Григорьева сообщила, что по решению Главы РС (Я) Айсена Сергеевича Николаева будет поэтапно повышена заработная плата прочего персонала (кроме руководящих и педагогических работников) с января на 3,6 %, с июня на 6,4 % (итого к концу года на 10%).
Она также подчеркнула, что важным условием для сохранения народа является сохранение родных языков, если мы приучим подрастающее поколение относиться к родному языку бережно и внушим им, что в нем сливаются тысячи голосов наших предков и соединяются знанием об этносе, то мы получим в будущем поколение, которое знает свою культуру, историю, свой язык, традиции, что, в свою очередь, приведет к сохранению этносом своей идентичности и культуры. В эпоху глобализации под угрозой исчезновения оказываются национальные языки самобытных народов, уникальность их этнолингвистических и социокультурных портретов. В Красную книгу языков народов России (аналог Красной книги ЮНЕСКО) вошли 66 языков, из них 5 местных официальных языков Республики Саха (Якутия) - эвенкийский, эвенский, долганский, юкагирский, чукотский. К сожалению, ни в одной дошкольной образовательной организации республики не изучают местные официальные языки РС (Я). В связи с этим народный депутат республики заострила внимание на необходимости издания словарей родных языков и формирования полной линейки федерального перечня учебников; подготовку учительского корпуса; повышения общей культуры речи и создания диалога в школьной среде.
После упорядочения сети образовательных организаций статус малокомплектных общеобразовательных организаций имеют 231 школа. Необходимо поддержать их, также школы с низкими образовательными результатами, работающими в сложных социально-экономических условиях; необходимо продолжить и расширить социальное партнерство с недропользователями, публичными акционерными сообществами с государственным участием, отметила в своем выступлении вице-спикер.
Особого внимания сегодня требуют арктические школы, которые должны стать лидерами по качеству образования и цементирующим фактором альянса не только арктических регионов России, но и всех арктических стран по научно-исследовательской работе учащихся и студентов.
Учебно-производственные бригады традиционно способствовали предпрофессиональному освоению сельскохозяйственных профессий. В республике на сегодня 91 агрошкола. Нужно восстановить их в каждом сельском муниципалитете, считает Антонина Афанасьевна.
Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева в своем выступлении отметила реалии и перспективы развития регионального образования.
Парламентарий сообщила, что сегодня общественность активно обсуждает принятие федерального закона «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации». В связи с этим она предложила разработать модели и требования для согласования руководителей управлений образований и общеобразовательных учреждений, использовать ресурсы, финансовые средства, направляемые для выстраивания методической системы в муниципальных образованиях.
В условиях расширения доступа к качественному образованию, перехода на дистанционную форму обучения должны быть гибридно использованы и очная и заочная формы образования, считает Феодосия Васильевна. Она акцентировала внимание участников пленарного заседания на пилотный проект социального воздействия в сфере образования с целью повышения образовательных результатов учащихся, реализуемый с 2019 по 2022 годы в школах Хангаласского улуса. Народный депутат республики предложила обобщить и обсудить результаты данного экспериментального проекта.
Напомним, в рамках Петербургского международного экономического форума ВЭБ.РФ, ФРДВ, Высшая школа экономики и Правительство Республики Саха (Якутия) подписали пакет соглашений по реализации пилотного проекта социального воздействия в сфере образования. Цель пилотного проекта - повышение образовательных результатов учащихся. Он направлен на рост качества общего образования, повышение конкурентоспособности человеческого капитала и трансформацию организационно-управленческих механизмов общего образования, что, в свою очередь, обеспечит управляемый рост качества образования в регионе. В проекте участвуют около 5 тысяч учащихся 28 школ (в том числе 8 малокомплектных и 3 малочисленных) муниципального района «Хангаласский улус». Целевой эффект от реализации проекта выражается через индекс результатов образования школ, который строится на основании взвешенной суммы результатов ГИА (ОГЭ и ЕГЭ) и олимпиад.
Феодосия Габышева также отметила, что в условиях перехода на цифровую форму обучения по данным российских ученых-педагогов, современных учителей можно делить на три условные категории. Есть опытные, которые самостоятельно могут разработать методики, использовать передовые технологии и приемы. У них сформированы представления о ценностях и смысле выбранной профессии. Есть молодые учителя, которые понимают важность профессионального саморазвития, но недостаточно владеют новыми умениями, им надо помогать. И есть учителя, недостаточно владеющие новыми знаниями и не стремящиеся к профессиональному саморазвитию, и таких много. Для того, чтобы мотивировать личность учителя к самообразованию и личностному профессиональному росту, необходимо научное сопровождение и хорошо выстроенная система, особенно на муниципальном уровне, считает депутат.
Парламентарий предложила проанализировать промежуточные итоги Стратегии социально-экономического развития РС (Я), разработанной и принятой в 2017 году, чтобы в условиях глобальных компетенций посмотреть дальнейшие ориентиры работы в сфере образования.
Она обратила внимание на высказывание главы Рособрнадзора Анзора Музаева о том, что в ближайшем будущем альтернативой Единого государственного экзамена может стать порфтолио выпускника. Эти новшества нам предстоит рассмотреть и работать на опережение отметила депутат.
Феодосия Габышева считает, что образование должно быть вариативным, иметь инклюзивный охват и смешанное использование различных методик, онлайн- и офлайн-ресурсов. Она сказала о важности методического сопровождения, отметила положительный пример создания методических служб на муниципальном уровне и рассказала об опыте возобновления информационно-методического центра при управлении образования Горного района при поддержке главы улуса. Презентация центра была представлена участникам II Вилюйского образовательного форума в сентябре в Верхневилюйске. Центр занимается методическим сопровождением педагогов (профессиональное образование, индивидуальная помощь). Основная работа будет вестись по предметным областям. На примере Горного района Феодосия Васильевна поблагодарила Главу Якутии Айсена Николаева за поддержку территориального кластерного подхода в развитии системы образования.
В заключение выступления руководитель профильного комитета Ил Тумэна отметила важные даты, на которые нужно ориентироваться. Так, следующий 2023 год будет объявлен в России Годом педагога, к 200-летию со дня рождения одного из основателей российской педагогики К.Д. Ушинского. В связи с этим парламентом Якутии разработан проект закона «О статусе педагогических работников», работа над законопроектом продолжается. 2022 год объявлен в Якутии Годом матери. Важное внимание во всех сферах должно быть уделено заботе о каждом ребенке. В этом году якутяне также отмечают 100-летие республики. «Предстоит много новых изменений на муниципальном, республиканском, федеральном уровнях. Представители системы образования должны быть в диалоге друг с другом и успеть внести изменения в сферу образования в рамках предстоящих реформ», - отметила народный депутат республики и призвала коллег к активному сотрудничеству. Феодосия Габышева сообщила, что эти и другие актуальные вопросы также были обсуждены в рамках Всероссийского педагогического собрания. Пользуясь случаем, она поблагодарила коллег за предоставленное ей доверие руководить Якутским региональным отделением «Всероссийского педагогического собрания».
Народный депутат республики, ректор Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» Анатолий Николаев, в свою очередь, в рамках пленарного заседания участников Январского совещания работников образования поделился опытом работы СВФУ в аспекте современного высшего образования.
На пленарном заседании также с интересными докладами выступили ведущий научный сотрудник Совета по изучению производительных сил при Президиуме РАН и Министерства экономического развития РФ, член рабочей группы по развитию информационного общества в России Общественной палаты РФ Ирина Комарова, Архиепископ Якутский и Ленский Роман, генеральный директор НКО «Целевой фонд будущих поколений РС (Я)» Владимир Егоров, директор Тыллыминской средней школы им. С.З. Борисова Мегино-Кангаласского улуса, руководитель Департамента образования и науки Молодежного Правительства РС (Я), абсолютный победитель Республиканского профессионального конкурса «Директор года-2021» Федор Белолюбский, директор Транспортного техникума им. Р.И. Брызгалова, п. Нижний Бестях, Николай Иванов, директор Сунтарского политехнического лицея-интерната, народный учитель РС (Я) Олег Сосин, директор Центров развития ребенка – детских садов «Узнавайка» Анна Постникова, учитель истории и обществознания средней школы №9 г. Алдана, лауреат Республиканского профессионального конкурса «Учитель года-2021» Кадыр Казакбаев.
По итогам работы пленарного заседания участников Январского совещания работников образования Республики Саха (Якутия) «Качество образования: методические аспекты» будут подготовлены рекомендации по развитию системы образования.
Пресс-служба Министерства образования и науки РС (Я),
использованы материалы пресс-службы Госсобрания (Ил Тумэн)