«Учреждения среднего профессионального образования должны стать передовыми площадками, отвечающими вызовам времени, – обозначил Глава Чувашии Олег Николаев. – Концепция трансформации системы среднего профессионального образования учитывает опыт региональной системы среднего профессионального образования и нацелена удовлетворить кадровые потребности экономики Чувашии. Оптимизация ресурсов и достижение необходимого качества подготовки выпускников, соответствующего требованиям потребителей и заказчиков, станет неотъемлемым условием эффективного сетевого взаимодействия в системе профессионального образования».
Наиболее привлекательными для абитуриентов 2022 года стали направления подготовки «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Науки об обществе», «Здравоохранение и медицинские науки», «Искусство и культура», «Образование и педагогические науки».
Ключевой отраслью экономики Чувашии является на сегодняшний день промышленность. Дефицит кадров является сдерживающим фактором развития промышленных и энергетических предприятий. Наибольший дефицит кадров наблюдается в сфере электроэнергетики, электротехники и машиностроения. Адаптация системы профессионального образования к рыночным условиям предполагает ее четкую нацеленность на конечный результат – трудоустройство выпускников на предприятия и организации в Чувашской Республике. Целевой показатель национального проекта по Российской Федерации на 2021 год был установлен 62,4%. По итогам 2021 года доля трудоустроенных выпускников по Чувашской Республике составила более 78%.
Стратегический приоритет Чувашской Республики – повышение благосостояния населения Чувашской Республики на основе формирования конкурентоспособной экономики с высоким инвестиционным и инновационным потенциалом в экологически чистом регионе.
Основными драйверами роста экономики Чувашской Республики станут обрабатывающая промышленность, аграрно-промышленный комплекс, сфера информационных технологий, сфера услуг и туризм, а также строительная деятельность при реализации инвестиционных проектов и проектов развития инфраструктуры.
Основными проблемами в сфере среднего профессионального образования являются низкий уровень заинтересованности выпускников в дальнейшем профессиональном развитии и получении высшего образования в короткие сроки, приобретении межпрофессиональных компетенций и получении смежных специальностей, а также неполное соответствие квалификации выпускников требованиям современной экономики региона. Дефицит педагогических кадров в системе среднего профессионального образования из числа потенциальных работодателей и недостаточный уровень их вовлеченности в процесс разработки основных образовательных программ и реализации регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста также являются сдерживающим фактором.
Концепция трансформации определяет основные направления развития системы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в регионе, а также для обеспечения рабочими кадрами отраслей экономики и социальной сферы Чувашской Республики на период до 2030 года. Обеспечение условий эффективного развития системы СПО для подготовки высококвалифицированных кадров, а также развитие системы непрерывного профессионального образования граждан – таков ориентир документа.
Для школьников Чувашии действует система профессиональной ориентации - проект «Учебно-производственные классы-21», который дает возможность получения первой профессии уже за школьной скамьей. Проект УПК-21 направлен на взаимодействие школ, техникумов, колледжей, ВУЗов и предприятий. Такая форма совместной работы способствует повышению уровня квалификации преподавательского состава.
В Чувашии развивается система инклюзивного образования. Ежегодно растет количество детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, которые проходят обучение в профессиональных образовательных организациях.
На базе Чебоксарского экономико-технологического колледжа Минобразования Чувашии создан Ресурсный учебно-методический центр инклюзивного профессионального образования, под руководством которого ведется методическая работа по созданию адаптированных программ для инклюзивного образования, а также повышение квалификации преподавателей для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В оснащённых высокотехнологичным оборудованием мастерских колледжей и техникумов организованы первые демонстрационные экзамены. Студенты, завершившие программу обучения по 8 профессиям, среди которых сварщики, специалисты по эксплуатации и ремонту сельхозтехники, повара и кондитеры, подтвердят полученную квалификацию.
Формат демонстрационного экзамена позволяет создать реальные условия, с которыми сегодняшние выпускники столкнутся в будущем на своем рабочем месте. Студенты по итогу получают независимую экспертную оценку выполненных работ. Благодаря демонстрационным экзаменам обучение в колледжах и техникумах становится более востребованным среди молодых ребят, и уже сейчас более 60% девятиклассников выбирают систему СПО. В результате наши компании, наша экономика обеспечены готовыми специалистами с подтвержденной квалификацией.
В ходе реализации мероприятий Концепции будет организован аудит средних профессиональных организаций, который позволит оценить эффективность использования финансовых средств и имущества каждой образовательной организации.
Основные мероприятия концепции пройдут в два этапа:
В 2023 году начался процесс объединения техникумов и колледжей с дублирующими профессиями и специальностями с целью усиления их материально-технической базы. В рамках проекта «Профессионалитет» будут открыты новые лаборатории и мастерские. Также Концепцией предусмотрено внедрение новых образовательных программ с максимальным охватом профессий и специальностей в сфере агропромышленного комплекса.
Следующим этапом станет открытие Центра опережающей профессиональной подготовки на базе Канашского транспортно-энергетического техникума Минобразования Чувашии.
«Сегодня мы наблюдаем, что новые технологии активно внедряются в производство и в различные отрасли. Подготовка специалистов в организациях СПО Чувашии ориентирована на реальный сектор экономики: колледжи и техникумы предлагают довольно широкий спектр выбора образовательной траектории для абитуриентов», – подчеркнул
Дмитрий Захаров.
Справочно: Подготовка специалистов в Чувашской Республике по программам среднего профессионального образования осуществляется в 28 организациях, в том числе в 23 профессиональных образовательных организациях и 5 образовательных организациях высшего образования, в которых обучается 27,5 тыс. студентов.
Объемы подготовки кадров в системе среднего профессионального образования в Чувашской Республике распределены следующим образом: «Электроэнергетика и машиностроение» – 23,6%, «Строительство и транспорт» – 22,2%, «Сфера услуг» – 15,2%, «Педагогика» – 9%, «Сельское хозяйство» – 9,1%, «Медицина» – 4,6%, «IT» – 8%, «Техносферная безопасность, нефтегазовое дело» – 3,1%, «Химическая отрасль» – 3,1%, «Экономика и управление» – 2,1%.
В республике созданы 14 ресурсных центров, 8 многофункциональных центров прикладных квалификаций, учебные и корпоративные центры профессиональных квалификаций. В рамках национального проекта «Образование» федерального проекта «Молодые профессионалы» созданы Центр опережающей профессиональной подготовки на базе Новочебоксарского химико-механического техникума Минобразования Чувашии и 82 современных мастерских.
В рамках национального проекта на базе техникумов и колледжей республики создаются современные мастерские, оснащенные новейшим высокотехнологичным оборудованием по международным стандартам, по направлениям «Искусство, дизайн и сфера услуг», «Строительство», «Информационные и коммуникационные технологии», «Обслуживание транспорта и логистика», «Промышленные и инженерные технологии», «Сельское хозяйство», «Социальная сфера».
За счет федерального гранта в 2021 году в республике на базе Чебоксарского экономико-технологического колледжа Минобразования Чувашии созданы условия для развития инклюзивного образования. С 2017 года успешно проводится и развивается региональный чемпионат «Абилимпикс».
В федеральной программе «Профессионалитет» участвуют 2 учреждения профессионального образования: МЦК – ЧЭМК Минобразования Чувашии во взаимодействии с УК «Концерн «Тракторные заводы» и ГАПОУ «КАНТЭТ» Минобразования Чувашии совместно с АО «Транснефть – Прикамье», АО «Транснефть – Верхняя Волга». До конца 2024 года запланировано участие 8 профессиональных образовательных организаций в федеральном проекте «Профессионалитет».
В 2022 году 6 учреждений СПО Чувашии стали стажировочными площадками для педагогических работников системы СПО из других регионов.
Центр опережающей профессиональной подготовки Чувашской Республики был определён координатором федерального проекта.
Более 100 слушателей из разных регионов России получили производственные навыки в современных мастерских по компетенциям: «Инженерный дизайн CAD», «Полимеханика и автоматизация», «Промышленная робототехника», «Токарные работы на станках с ЧПУ», «Фрезерные работы на станках с ЧПУ», «Обслуживание и ремонт оборудования релейной защиты и автоматики».
Пресс-служба Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики