Сегодня в Южно-Сахалинске в рамках пленарного заседания деловой программы финала VI Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) 2018 обсудили факторы роста производительности труда в 2024 году. Основой для дискуссии стало поручение Президента России Владимира Путина в ближайшие шесть лет увеличить производительность труда на несырьевых предприятиях на 5% в год.
Участникам предстояло ответить на ряд вопросов: как решить эту задачу, что позволит снизить издержки и обеспечить конкурентоспособность продукции, какую роль играет подготовка кадров в экономическом росте. Модератором дискуссии выступил генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов.
С приветственным словом к собравшимся обратилась председатель Правительства Сахалинской области Вера Щербина. В своем выступлении она подчеркнула, что Сахалинская область — это динамично развивающийся регион, остро нуждающийся в притоке квалифицированных специалистов во многих сферах экономики.
«В настоящее время основную долю нашей экономики формируют шельфовые проекты — добыча нефти и газа. Однако мы перед собой поставили задачу развития ненефтегазового сектора экономики. Статистика демонстрирует последние три года рост именно этого направления», - сообщила Вера Щербина.
Она добавила, что основными сферами развития в регионе являются туризм, сельское хозяйство и рыбообработка. По этим направлениям региону необходимо насыщение высококвалифицированными кадрами. Подготовка и привлечение специалистов - одна из приоритетных задач области.
«Не случайно чемпионат WorldSkills Russia проходит на сахалинской земле. Это решение было принято осмысленно всей командой правительства и губернатором в первую очередь. Мы стремимся почерпнуть и собрать все положительные моменты и зерна, которые есть у наших коллег в субъектах Российской Федерации, чтобы их привнести на сахалинскую землю и здесь прорастить», - отметила председатель Правительства Сахалинской области.
Дальнейшая дискуссия развернулась вокруг механизмов повышения производительности труда через подготовку квалифицированных кадров. Участникам обсуждения предложили высказаться по вопросу, что ставить в приоритет — массовую подготовку профессионалов или же поддержку отдельных, наиболее талантливых специалистов.
Президент WorldSkills International Саймон Бартли подчеркнул, что, присоединившись к этому международному движению, Россия уже сделала важный шаг к достижению тех целей по повышению производительности труда, которые поставлены на федеральном уровне.
«Важный инструмент — это наследие WorldSkills. Важно понимать, что сколько бы мы не концентрировались на тех людях, которые стали бы самыми лучшими в мире или стране, но их появление невозможно без базовой всеобщей подготовки. И самая главная победа для нас для всех — это те технологии, которые мы используем в массовом обучении. Технологии, которые используют преподаватели в разных странах, и мы ими делимся на международном уровне. Есть кто-то на верхушке пирамиды, но ее основание — это то, что позволило им выстоять. Это наследие, распространение компетенций, опыта через молодых людей в каждой стране — это самое важное, чем мы занимаемся. И мне очень приятно, что в срок моего президентства с 2011 года Россия присоединилась к WorldSkills и уже проводит соревнования», - сообщил Саймон Бартли.
Он также подчеркнул, что Россия является очень активным участником движения WorldSkills, постоянно предлагая свои площадки для проведения международных мероприятий. Это, по мнению господина Бартли, также говорит о значительных перспективах, которые ожидают страну на пути к оптимизации и повышения производительности производств.
Свои доводы на эту тему привели эксперты, на практике занимающиеся повышением производительности труда на предприятиях. Своим опытом поделились генеральный секретарь Samsung Skills Джонг Соб Джанг и исполнительный директор China Auto Parts & Accessories Investment Holdings Corp Хай Мао. Также перед участниками заседания с докладами выступили член Правления фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Петр Щедровицкий и генеральный директор Федерального центра компетенций в сфере производительности труда Николай Соломон.
Петр Щедровицкий отметил, что если одно звено системы имеет большую производительность труда, чем все остальные, то в целом система может демонстрировать не рост производительности, а ее падение. Ключ к решению вопроса, по мнению эксперта, кроется в массовой подготовке кадров.
«Без квалификации кадров все способы повышения производительности труда висят в воздухе. WorldSkills сегодня демонстрирует определенные требования к подготовке рабочего персонала — предельные для того пакета и платформы технологий, которые сегодня приходят в нашу промышленность и будут определять лицо новой промышленной революции», - подчеркнул Петр Щедровицкий.
Опытом внедрения ранней профориентации и создания системы подготовки востребованных кадров поделился губернатор Новгородской области и один из основателей движения WorldSkills в России Андрей Никитин.
«Есть школы, колледжи, вузы, предприниматели… За этот год мы постарались связать всех в одну цепочку. У нас дети, начиная с 7-8 класса начинают заниматься технологическими задачами, которые потом им понадобятся на предприятиях, а также могут быть использованы в университете и колледже. Несколько школ уже работают таким образом. Затем мы подключаем к системе Кванториумы. Дети с 7-8 лет начинают свою профориентацию. Мы заинтересовываем детей решением каких-то технологических инженерных задач. Все это позволяет создавать определенную среду специалистов, которые уже на производстве, не дожидаясь решения собственника, начинают что-то менять на предприятии. Это позволяет создавать среду людей, которые понимают, что сегодня в современном мире без движения вперед невозможно выжить», - сообщил Андрей Никитин.
Он также подчеркнул, что в области действует система стимулирующих налоговых льгот для компаний, заинтересованных в постоянной модернизации своего производства и повышении производительности труда.
Резюмировала дискуссию заместитель министра образования Российской Федерации Ирина Потехина. В своем докладе коснулась личной мотивации и успешности человека. Она отметила, что ежегодно школы и колледжи России выпускают на рынок труда порядка 1,5 млн человек.
«И здесь возникают пары противоречивых задач. С одной стороны мы должны подготовить кадры для экономики, с другой стороны дать детям такую подготовку, чтобы каждый из них на рынке труда не потерялся. Вторая пара противоречивых задач — обеспечить всем детям образовательное равенство, с другой стороны — дать возможность сделать прорывную карьеру самым талантливым», - сообщила Ирина Потехина.
При этом она отметила, что до сих пор нет четкой системы оценки эффективности системы образования.
«Один из наших коллег предложил такую неожиданную идею — измерять результаты образования с помощью индекса счастья. И на самом деле это совсем не смешно. Есть масса грустных исследований о том, сколько людей делают ошибку в выборе жизненного пути. И эти несчастливые люди не могут никак обеспечить высокую производительность труда, потому что они не занимаются не тем, не так и без настроения. И потеря производительности начинается в школе. Она начинается с того, ориентирован ли человек на поиск своего жизненного пути. Когда человек получает ненужную, нелюбимую профессию — нам приходится долго бороться с этими последствиями», - прокомментировала Ирина Потехина.
При этом она подчеркнула, что система WorldSkills как раз и занимается «продуцированием счастья», потому что именно ранняя профориентация дает возможность молодым людям попробовать себя в будущей профессии и определиться с направлением своего дальнейшего роста.
«Что касается изначального вопроса: таланты или масса? Я считаю, что заниматься талантами — очень опасно. Хотя бы потому, что это очень неустойчивая конструкция. Талант всегда можно переманить, перекупить. Талант задает только планку, а массовую производительность может дать только массовая рабочая. Марш-бросок определяется по тому, когда пришел последний боец», - резюмировала Ирина Потехина.
Итогом пленарного заседания стала карта с инструментами, которые каждый участник предложил для повышения производительности труда и направлениями действий этих механизмов. На карте оказались отражены элементы массовой подготовки кадров, автоматизация процессов производства, перенос эффективных практик других стран и тренинги экспертов, создающих систему переподготовки кадров.
Пост-релиз
WorldSkills Russia