О перспективах внедрения демонстрационного экзамена в учебные заведения СПО, рассказал в интервью Профобразованию заместитель генерального директора по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста Союза "Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)" Дмитрий Глушко.
Дмитрий Евгеньевич, в Москве демонстрационным экзаменом преподавателей и мастеров ПО не напугаешь, он уже проходит не первый год, а вот в глубинке, это воспринимают с опасением, как дополнительную нагрузку. В связи с этим возникает вопрос, как демонстрационный экзамен будет проходить в регионах, будет ли отличаться требования и методика проведения экзамена? - Вообще-то демонстрационный экзамен мы выстраиваем так, чтобы по всей стране он был одинаковый. Для этого он должен проходить на одинаковой инфраструктуре, содержать одинаковые задания, оцениваться по одинаковым критериям экспертами, которые обучены по одной и той же методике. Все итоги экзамена заносятся в одну информационную систему, позволяющую соотносить результаты любого студента, выполнившего экзамен независимо от места его сдачи – будь то Магадан, Якутск, Калининград, Москва или Химки. Повторю - совершенно не важно, где он будет его сдавать. А важно то, что сегодня система устроена таким образом, что при наличии в стране единого образовательного стандарта, каждый колледж имеет право устраивать себе любые инструменты оценки. В результате программа обучения одних и тех же, допустим, электромехаников, сварщиков и поваров везде оценивается по-разному. Также и стоимость обучения разная, в Москве она стоит 120 тысяч рублей, в Якутии - 40, а на Кавказе - 14. А диплом у всех этих специалистов один и тот же. Именно это вызывает недоверие предприятий, потому что люди приходят на рабочее место, фактически не имея опыта практической работы. Поэтому демонстрационный экзамен призван дать оценку качеству подготовки не единичного специалиста, а по большому счету - объективно оценить способности образовательной организации осуществлять подготовку по выбранной компетенции или по выбранной специальности соответственно образовательному стандарту.
Согласен, что это многими воспринимается как страшный инструмент наказания, поскольку они понимают, что большое количество студентов или не сдадут экзамен или сдадут его с низким качеством. А любому вышестоящему руководителю-администратору по таким результатам экзамена проще применить наказания вместо того, чтобы разбираться в причинах, почему так произошло. Поэтому в первый год работы с Москвой, когда в колледже был введен экзамен по 70 компетенциям, существовала договоренность, что мы даем оценку качеству подготовки, но не применяем дисциплинарных мер ни к руководителям, ни к директорам, ни к педагогам. Это было связано с тем, что на экзамен с учетом периода обучения вышли студенты, которые поступили в колледж еще до массовых изменений в системе профобразования. Еще не были переоснащены учебные лаборатории, не было достаточно расходных материалов, не было преподавателей, которые умеют передавать профессиональный навык. Все работали и учились по инерции, а результат обучения мы вдруг начали оценивать по новому принципу.
Первый год процент сдавших экзамен на соответствие международным стандартам был всего 17% — это просто медаль за профессионализм. Уровень высокий, но это скажем так, средний европейский уровень, вернее, средний мировой уровень. В этом году несмотря на то, что увеличилось количество и студентов, и регионов, и компетенций, по которым проводится экзамен, я, честно говоря, думал, что результаты будут хуже. Прогнозировали, что соответствовать этому уровню будет процентов 20. Но в этом году уровень вырос! В то же время, есть колледжи и регионы, которые решили попробовать для себя этот экзамен в пробном формате. Они утверждали, что экзамен состоится, а по факту из своего образовательного учреждения представили одного-двух человек. Это о чем говорит? О том, что человека, которого они привели готовили для внутреннего чемпионата, регионального, еще куда-то, тренировали, натаскивали, чтобы показать хороший результат. Но ведь это самообман!
Почему изначально демонстрационный экзамен был в Москве, чтобы потом охватить экзаменом абсолютно всех? Для того чтобы в первый же год понять объективную действительность, увидеть недостатки той ситуации, которая существует на сегодняшний момент в СПО. А увидев и поняв, принять ряд решений, что-то предпринять, изменить и в первую очередь - с точки зрения управления финансированием в целях обеспечения материальной базы и подготовки преподавателей. Когда же ты сам (руководитель ОУ) себе создаешь иллюзорную ситуацию, что у тебя ряд обучающихся хорошо подготовлены, более-менее соответствуют новым стандартам, но случится так, что на экзамен необходимо будет отправить всех, результатом станет резкий провал.
Поэтому всегда регионам, которые так подходят к проведению демонстрационного экзамена, я говорю: «Не обманывайте себя, для чего вы это делаете?» Чтобы быть в тренде и выполнить некий формальный показатель? Или для того, чтобы получить действительную оценку способности образовательной организации осуществлять эту подготовку по выбранному профилю?
Так как я сам с региона, я очень хорошо знаю, что в моей родной Якутии в большинстве колледжей много специалистов-выпускников образовательных организаций плохо выполнят этот экзамен по одной простой причине, что расходных материалов у них для обучения просто нет. Даже если есть финансы - почему мы очень критично относимся к тому, что Министерство образования просто раздает в регионы деньги для приобретения оборудования. Оборудования недостаточно. Мы формируем дорогостоящие музеи, в которых существует большое количество рабочих мест, не обеспеченных расходными материалами. Но самое страшное – они не обеспечены преподавателями, которые могут работать на этом оборудовании. В итоге это оборудование через 3 года уже устаревает. Но списать его можно через несколько лет. Оно не выработает свой производственный ресурс, но самое страшное, что оно будет устаревать еще и потому, что технологии стремительно развиваются. И поэтому в образовательных организациях нет необходимости в большом количестве лабораторий, с большим количеством рабочих мест. Их количество должно быть оптимальным для того, чтобы можно было обучить и провести процедуру оценки. Но с учетом того, что что-то где-то ломается, а вот это, к сожалению, не учитывается.
Такой пример. Мы в 2017 году делали встречу сборной России по итогам Чемпионата мира с вице-премьером. Расспрашивали ребят, как у них осуществлялась подготовка. Они говорят, что повар или специалист по выпечке хлебобулочных изделий должен работать с мукой высшего сорта, а при обучении дают муку самого низшего сорта, ржаную, и ты должен сделать из этого то, что делается из муки высшего сорта.
Или в любом колледже, где готовят специалиста-плиточника общестроительных работ: он кладет плитку на глину, а не на раствор. Это совершенно другая ситуация, и вы тоже это хорошо знаете. Еще один яркий пример, который я видел в колледже, где готовят огранщиков алмазов: они учились огранять алмазы на рисовом зерне. И это характеризует, в принципе, абсолютно любую образовательную программу. Мы, жалея, не давая денег на качественную отработку, на качественные материалы, хотим получить качественного специалиста. Так не бывает.
- Можно сказать, что демонстрационный экзамен – это независимая оценка труда преподавателя, мастера ПО? - На самом деле, да. Но говорить о независимой оценке труда преподавателя можно только в том случае, если он обеспечен материально-технической базой для обучения и расходными материалами для образовательного процесса. Только в этом случае можно качественно обучать. А в целом, это оценка не только труда преподавателя, но и организационно-технических условий обучения колледжа или техникума. Ведь нельзя сказать, что какой-то колледж имеет качественную подготовку по всем специальностям, по которым готовит. Это зависит, опять же, от людей, в том числе - от администраторов. Поэтому есть колледжи, в которых есть качественная подготовка по одной компетенции, а есть колледжи, в которых качественно готовят по 10-15 компетенциям. Есть колледжи, которые каждый год нам представляют чемпиона или призера России по какой-то из компетенций, но у них очень низкое качество подготовки в целом, и они вообще пока что еще не сдают демонстрационный экзамен по этой же компетенции. Вот это и вызывает вопросы, где и как вы тогда готовите этого специалиста, который «выстреливает» каждый год на чемпионате. Поэтому для нас важнее оценка подготовки массива людей. И действительно, это инструмент оценки работы преподавателей, авторской школы. Потому что каждая компетенция колледжа — это авторская школа.
- В связи с демэкзаменом будет какой-то рейтинг учебных заведений? - Для того, чтобы стимулировать и показать активность в целом регионов образовательных организаций, в начале этого года по итогам предыдущих лет мы сделали такой рейтинг и будем дальше его совершенствовать. Назвали его «Рейтинг активности и вовлеченности и качества образовательных организаций в движении WorldSkills». При его выработке было учтено много факторов: участие в чемпионатах, проведение чемпионатов внутри себя, в регионе, проведение отборочных чемпионатов, обученность преподавателей и т.д. Множество критериев.
У нас в стране примерно 3500 колледжей, из них около 1000 в этом процессе задействованы. И мы для них некий рейтинг составили. Но если говорить о качественной массовой подготовке, то нужно делать не рейтинг колледжей, а рейтинг по компетенциям и специальностям. В нашей информационной системе, куда заносятся результаты всех участников экзаменов, только в этом году добавилась 31 тысяча человек. В следующем году добавится еще 51 тысяча. Это большой массив людей, которые получили оценку по результатам экзамена. В результате мы можем сказать, насколько он соответствует среднемировому уровню. А региональный руководитель, неважно кто: губернатор, вице-губернатор, региональный министр образования, - он сумеет увидеть по выбранным фильтрам, установить, какой колледж у него качественно готовит сварщиков, в массиве, с лучшим результатом, со средним результатом массива. Поваров, токарей – неважно кого, важно, что это становится возможным.
И когда мы измеряем единым инструментарием по единым принципам, тогда как раз можно соотносить школу подготовки внутри региона и школу подготовки в целом в России либо в регионе, с которым ты призван конкурировать. Например, если у тебя в регион заходят предприятия, добывающие или транспортирующие газ, а у тебя нет в этом регионе системы подготовки специалистов, то тебе этих специалистов придется готовить в соседнем регионе. Если же ты говоришь, что у тебя есть выстроенная система, то тебе надо сравнить, прежде чем доказать работодателю, которому нужен качественный специалист и который обычно уже привязан к какой-то образовательной организации, что ты можешь готовить не хуже. Как ты будешь это доказывать? Только результатами, когда ты сможешь сказать: «Этот колледж готовит специалистов среднемирового уровня 10 человек в год, а я - 20». Или такое же количество. Соответственно, есть чем заинтересовывать предприятия, которые ищут кадры.
- На сегодня, федеральные государственные образовательные стандарты не подстроены под демонстрационный экзамен, будут ли они совершенствоваться, перестраиваться? - По перечню «Топ-50» образовательные стандарты изменились, в них включили и демонстрационный экзамен. За пределами этого перечня произошло обновление. Примерно около 100 образовательных стандартов включают в себя демонстрационный экзамен. Другое дело, что Министерство образования, Министерство просвещения - они исходят из принципа, что все равно давайте оставим колледжу возможность если и делать демонстрационный экзамен, то какой-то свой. Можно сделать, но вопрос в том, чем они будут отличаться. Через какое-то время это все равно приведет к той же профанации. Потому что результаты «своих» экзаменов в двух колледжах, готовящих сварщиков, даже в пределах одного города невозможно соотнести. Какой в этом смысл?
Поэтому мы все время с коллегами интенсивно работаем. Сейчас мы считаем, что Министерство просвещения нас очень активно слышит. Эти изменения применяются. Я думаю, что ФГОС не подстроены под стандарты WorldSkills, но нужно же смотреть, какую задачу мы ставим. Если мы ставим задачу для себя, я имею в виду директора колледжа, что ему важно просто формально соответствовать и получать грамоты о качественной подготовке – это одна история. Если хочешь поставлять на рынок труда специалистов, которые востребованы и забираются работодателями – это другая история. И здесь появляется вопрос организационных управленческих решений, которые применяются системой управления образованием как на уровне региона, так и на уровне колледжа. Есть всевозможные инструменты, чтобы эти решения принимать.
Я работал министром профессионального образования субъекта, поэтому я понимаю, что это все отговорки в пользу слабых. Мы всегда говорим про подготовку студентов, а под студентами понимаем только бывших школьников. А для меня всегда показатель эффективности образовательной организации, до того, как появилось движение WorldSkills, это то, какое количество людей взрослого населения идет за свои деньги обучаться на программы, на короткие программы. Вот это показатель.
Потому что, если к тебе в образовательную организацию в год приходят хотя бы 500 человек и несут свои деньги, это означает, что они доверяют подготовке. Потому что предыдущие люди, получив какую-то компетенцию, применили ее либо для улучшения собственной жизни, либо для получения дополнительного дохода или нового рабочего места. Когда образовательная организация нацелена только на контрольные цифры приема субъекта Российской Федерации, это такая позиция, которая приведет в тупик директора. Поэтому на что ориентируется директор? Если соответствовать формальным вещам, то можно вообще в движении WorldSkills не участвовать, бог с ним. Формально отправил одного человека, провел некое подобие в рамках колледжа. У тебя был региональный чемпионат – хорошо. Дальше-то что? Мы считаем, что такие образовательные организации нужны. Но на рынке труда появляется все больше частных образовательных организаций, которые почему-то используют эти стандарты, в том числе систему оценки, демонстрационный экзамен как инструмент. И это им позволяет более качественно продавать специалистов.
- Дмитрий Евгеньевич, в образовательных учреждениях СПО срок обучения по специальностям после 9 класса около 4 лет, причем на первом курсе они проходят общеобразовательный цикл и только, начиная со 2 курса они изучают соответствующие компетенции. Может в школах нужно делать профильные классы для тех, кто намерен учиться в СПО, возможно с ускоренным обучением, а в колледжах и техникумах готовить только по специальности? - Смотрите, какая интересная ситуация. На самом деле я считаю, что, в принципе, все дети должны оканчивать общеобразовательную школу. И на базе 9 классов обучать специальности, профессии, компетенции бессмысленно сейчас, в том формате, как это сейчас существует. Наши юниорские соревнования показывают, что ребенок 14 лет многие вещи и компетенции постигает быстрее, чем взрослый человек. И даже здесь токари, сварщики, электромонтажники прекрасно работают. Они овладевают компетенциями, набор которых они могут расширять. У нас в республике было два Министерства: Министерство образования и Министерство профессионального образования. Я всегда министра образования спрашивал: «Зачем вы выталкиваете учащихся после 9 класса в систему СПО? Вы теряете подушевое финансирование на школьников. Особенно, когда вы говорите о сельских муниципальных школах, в которых вы в принципе заинтересованы для того, чтобы нагрузка на преподавателей не снижалась, чтобы они были там».
Абсолютно точно общеобразовательные дисциплины лучше преподаются в школе, чем в любом колледже по одной простой причине — это их профиль, их главная задача. В любом колледже нагрузка по этим предметам маленькая, поэтому преподаватели либо приходящие, либо слишком слабые, которые не выдержали конкуренции в общеобразовательных школах. Подтверждением тому, что такие дисциплины лучше учить в общеобразовательных школах является очень простой показатель – количество детей, сдающих ЕГЭ в колледже. Оно ничтожно. Даже в лучших колледжах уходят сдавать ЕГЭ всего 1-3 человека.
- Мало сдают. - Просто ничтожно, это пыль. Это как раз показатель того, что не преподают нормально общеобразовательные предметы в колледже. Поэтому сегодня ничего не мешает выстроить систему подготовки компетенциям по специальностям, по профессиям в колледже, при том, что общеобразовательные дисциплины на базе 9 классов можно давать в общеобразовательной школе. И ничего не мешает организационно-административно выстроить этот процесс.
Мало того, помимо школьных общеобразовательных дисциплин есть еще сегмент знаний в любой специальности, в любой профессии, когда человеку даются междисциплинарные предметы. Я учился на учителя физкультуры, была физиология, анатомия, биохимия, специальные предметы. Опять же, их так же намного хуже преподают в колледже, чем их преподают в вузе. Но сегодня большое количество таких предметов можно изучать на онлайн-курсах. Ничего не мешает нам дать сегодня возможность студентам выбрать прохождение такого онлайн-курса в МГТУ вместо того, чтобы изучать его в своем колледже. А вот вопрос формирования компетенций, на наш взгляд, является ключевым моментом, они должны формироваться в колледже. Это позволит многое сохранить и сделать экономически эффективной подготовку этих специалистов в колледже.
А сегодня на самом деле мы создали центры передержки, когда мы говорим о том, что в сельской местности колледжи нужны, их необходимо сохранять любыми путями… Да, это правда, они нужны, но они должны осуществлять качественную подготовку, в том числе, чтобы и население, которое живет в этом сельском муниципалитете, так же шло сюда получать за свои деньги или по государственным программам эти компетенции. Но они не идут, потому что не верят в качество. В том числе и потому, что они знают, какие дети оттуда выходят, ничего не умеющие делать.
Поэтому это вопрос административного перестроения. Это вопрос важный. Потому что общеобразовательные дисциплины должны реализовываться качественно в школе. Междисциплинарные предметы, важные для получения навыка, они также важны, но это не значит, что их только в колледже нужно получать. Сегодня есть куча других механизмов для получения этих знаний. А формирование непосредственных навыков как раз позволяет колледж.
Говоря о маленьких сельских колледжах. У нас был процесс, когда Министерство образования и науки России поставило задачу укрупнить все колледжи. Все бросились укрупнять. Что произошло? Количество юридических лиц сократилось, а фактическое наличие этих организаций, объектов осталось. Наполняемость образовательных организаций формально с точки зрения юридического лица увеличилась, а по факту - нет. Как было в сельском поселении 200 человек, так оно столько и есть. И когда колледж стоит, в нем учится 100 детей в сельской местности или 200, то в этом колледже будет 100-120 работников. Всякие охранники, преподаватели общеобразовательных дисциплин, которые в принципе там не нужны.
А с точки управления финансами это вообще абсурдная ситуация. Деньги как были субъектные, так и остались. Как на преподавание общеобразовательной дисциплины в общеобразовательной школе, идущие через муниципальные образования в виде субсидий, так и на уровне колледжа, когда деньги просто от бюджета субъекта идут в колледж напрямую, минуя муниципалитет. Какая разница? Общеобразовательные дисциплины – это все равно бюджет субъекта. Тем более сейчас. Мин просвещение пытается реализовать проекты в отдельных субъектах, передать школы на субъектный уровень. Это вообще меняет всю историю. Общеобразовательные дисциплины должны реализовываться качественно для того, чтобы человек, завершивший обучение, мог сдать ЕГЭ хотя бы на базовом уровне. А мы сейчас создаем ситуацию обмана детей о том, что ты иди после 9 класса, ты там получишь общеобразовательные предметы и специальность. Но ни того, ни другого ему в итоге не дают. Он не может сдать ЕГЭ, и ничему в итоге не обучается.
- В процессе демонстрационного экзамена у вас были такие прецеденты, что студенты не сдавали экзамен? - Да, много. Первый год, когда мы проводили экзамен по компетенции токарно-фрезерной работы на станках ЧПУ в компании «ДНГ», он проходил в учебном центре в Москве. Тогда наш международный эксперт Илья Тонких сказал очень интересную вещь: «Пришла группа, и все сдали досрочно». Мы сначала удивились. А потом он сказал: «Ни один не допущен до станка». То есть, они закончил выполнение экзамена досрочно по причине, что его невозможно допустить до станка. Потому что он не делает ту часть, которая необходима. Он не знает инструмент, он не знает, как написать программу, он не знает, как ее заложить. Вот и весь уровень подготовки специалиста.
В пошлом году только 17% сдали, то есть соответствовали международному стандарту. Но большое количество ребят, которые были заявлены и не дошли. То есть первый год из 15 тысяч 1 тысяча не дошла. Они не доходят почему? Потому что боятся те, которые обучали, что они ничего не покажут, да и сам ребенок понимает, что его ничему не научили. Есть ребята, которые приходят и действительно выполняют на ноль.
Мое мнение такое: «Правительство должно финансировать образовательное учреждение не за процесс передержки обучающихся, а за эффект от его подготовки как специалиста»
Беседовал Александр Мельников