На сессии Агентства развития навыков и профессий, которая состоялась в рамках Всероссийской недели охраны труда, представители федеральных учреждений, государственных и некоммерческих организаций поделились опытом формирования эффективной системы занятости молодежи в стране. Ведомства проводят профориентационную работу и помогают развивать центры карьеры на базе учебных заведений, взаимодействуют с работодателями и, главное, между собой для достижения общей цели – результативно выстроить карьерный трек молодого специалиста.
Модератором беседы выступила заместитель генерального директора – директор Департамента профессионального развития молодежи Агентства развития навыков и профессий Евгения Нероди-Гречка.
По мнению Михаила Кирсанова, директора департамента занятости и трудовой миграции Министерства труда и социальной защиты РФ, один из главных принципов Долгосрочной программы содействия молодежной занятости до 2030 года – это работа со всеми группами молодежи: школьниками, студентами СПО и высшего образования, а также теми, кто по тем или иным причинам не учится и не работает – NEET-молодежью.
«Наша задача – раскрыть способности молодых людей, сделать так, чтобы их таланты приносили максимальных доход, а производительность труда и профессиональный рост не стояли на месте. Программа молодежной занятости охватывает сразу несколько аспектов – это профориентация, разработка программ обучения под потребности работодателя, содействие предпринимательской деятельности, освоение ребятами мягких навыков, которыми тоже нужно владеть, чтобы уметь презентовать себя и оценивать свои возможности», – сказал Кирсанов.
Мероприятия, которые входят в Долгосрочную программу, сегодня реализуют Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ), Агентство развития навыков и профессий, Минтруда, Минпросвещения и Минобрнауки России, органы занятости населения и другие организации.
Руководитель центра молодежных инициатив АСИ Александр Вайно подчеркнул, что сегодня в стране все еще не создана система, которая бы позволила отслеживать результативность мероприятий, направленных на формирование успешного карьерного трека молодых людей.
«Мы работаем с предпринимателями, решаем проблемы, связанные с трудоустройством молодежи, но как будто не видим результатов в масштабе страны, даже с учетом огромного количества проектов, реализуемых различными акторами молодежной политики. Агентство стратегических инициатив поставило перед собой задачу выстроить в следующем году систему прогнозирования потребностей рынка труда, которая будет учитывать показатели роста экономических секторов в каждом регионе», – подчеркнул он.
Как добавил Александр Вайно, отдельное внимание следует уделять профориентации в школах, а также деятельности центров карьеры в колледжах и университетах страны. Также должна быть перестроена работа служб занятости населения, куда безработные молодые люди боятся либо даже стесняются обращаться.
О работе Экспертного центра карьеры и реализации профессиональных возможностей молодежи при Минобрнауки России рассказала его руководитель Дарья Козырева. Актуальные компетенции, по ее словам, нужны не только студентам, но и сотрудникам высших учебных заведений страны, в том числе карьерных центров. Их задача – стать клиентоцентричными, то есть ставить во главу угла потребности студента и работодателя. В связи с этим министерство запустило в вузах акселерационную программу для трансформации и актуализации работы карьерных центров.
Ирина Волошина, директор по развитию системы профессиональных квалификаций ВНИИ труда, в своем выступлении сделала акцент на необходимости координации усилий всех заинтересованных в успешной профориентационной работе учреждений: «Молодежь – это разные возрастные группы, у каждой из которых свои интересы, потребности и запросы. Мы подготовили проект методических рекомендаций для координации работы различных организаций. Это нужно для того, чтобы сформировать единую систему в области профориентации, которой на сегодняшний день в стране не существует. Каждое ведомство решает свои задачи, которые в совокупности должны давать общий результат».
Продолжил тему работы со школьниками заместитель генерального директора по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста Агентства развития навыков и профессий Олег Базер. В своем выступлении он остановился на различных инструментах погружения в профессиональную деятельность, включая тематические смены «Профильные техноотряды».
«Мы работаем со школьниками 10–16 лет с 2014 года и сегодня помогаем им в профессиональном самоопределении по более чем 110 компетенциям. За это время через юниорское движение Агентства прошли более 46 тысяч детей – школьников и студентов первых курсов колледжей. В ходе каждой смены “Профильных техноотрядов” у ребят есть возможность освоить востребованные направления и познакомиться с профессионалами из различных отраслей экономики. Многие из участников смен находят себя в выбранных профессиях и добиваются значительных успехов», – подчеркнул Олег Базер.
Тематические смены «Профильные техноотряды» проводятся Агентством развития навыков и профессий в партнерстве со всероссийскими детскими центрами при поддержке индустриальных партнеров. Проект удостоен Премии Правительства Российской федерации в области образования.
Также своим опытом на пленарной сессии поделилась Наталья Алиева, руководитель агрегатора профориентационных возможностей Profstories: «Профориентация – это не только и не столько тестирования, ознакомительные экскурсии на предприятия и их количество. Чтобы дать новый импульс развития системы профессионального самоопределения молодежи в нашей стране, важно начать оценивать эффективность проводимых мероприятий и реализуемых проектов. Необходимо работать системно, понимая, что для осознанного выбора профессии молодым людям в числе прочего нужно знать о перспективах развития территории, где они живут, возможности и преференции, предоставляемые государством и работодателями для становления в профессии».
В прошлом году командой агрегатора был создан цифровой помощник для выбора профессии, и сегодня он развивается в сотрудничестве с более чем тысячей работодателей. В его работе, как добавила Наталья Алиева, применяются методы геймификации – одно из важнейших условий результативного погружения молодежи в нужный контекст. Цифровой помощник позволяет узнать свои сильные стороны и понять, как их развивать, заглянуть в будущее рынка труда, понять, подходит ли тебе такая форма деятельности, как предпринимательство, и даже получить целевой договор на обучение.
Сергей Вищипанов – основатель и генеральный директор цифровой платформы для университетов и колледжей «Факультетус» рассказал о сотрудничестве с вузами страны, а Артем Шадрин – гендиректор национального агентства развития квалификаций – выразил готовность компании помочь в организации встреч школьников и студентов с сотрудниками различных предприятий. Обмениваться опытом старшее и младшее поколения могут на базе методических центров Агентства в более чем 50 регионах страны.
Пресс-служба Агентства развития навыков и профессий