Эффективность современных предприятий во многом определяется кадрами. Но мало просто найти и нанять квалифицированных работников – важнее сделать так, чтобы их профессиональные навыки четко отвечали поставленным задачам и помогали в их достижении, а не просто значились в резюме или дипломе сотрудников. Эту задачу решает внедрение на предприятия корпоративного стандарта, разработка которого является одним из важных направлений работы Агентства развития навыков и профессий (АРНП). Что такое корпоративный стандарт, как его составить и внедрить, как преодолеть сопротивление таким нововведениям на всех уровнях и как сделать так, чтобы этот документ реально работал, представители АРНП и компаний обсудили в рамках Международного чемпионата высокотехнологичных профессий Хайтек, который проходил в Екатеринбурге с 7 по 11 ноября.
«Зачастую приходящему на производство после обучения работнику приходилось слышать: “Забудь все, чему тебя учили – на практике все не так, будешь учиться заново на месте”, – отметил заместитель генерального директора – технический директор Агентства развития навыков и профессий Алексей Тымчиков. – Это серьезная проблема, потому что образование говорит на одном языке, а производство – на другом. Корпстандарт – это механизм синхронизации рабочих мест и образования. Это только начало, чтобы сотрудников довести до состояния профессионального просветления».
По словам Тымчикова, корпоративный стандарт представляет собой пакет документов, который описывает необходимые для той или иной специальности навыки, их вес, критичность, а также разработанные под это описание оценочные средства. Существуют отраслевые профстандарты, прописанные под какую-то производственную область, но использовать их на конкретных предприятиях бывает сложно – везде своя специфика.
«Корпстандарт учитывает специфику предприятия, рабочих мест. Их может быть несколько в рамках одного предприятия и даже одной профессии. Например, сварщик. Один работает в жарком климате, другой – на высоте, третий – на севере. Это три вариации одного стандарта, который учитывает специфику рабочего места», – пояснил Алексей Тымчиков, отметив при этом, что, в отличие от федерального (ФГОС), корпоративный стандарт можно быстро актуализировать по мере необходимости, но это задача самого предприятия.
Замглавы Агентства развития навыков и профессий рассказал, что идея создавать корпоративные стандарты родилась из практической необходимости приблизить описание вакансии к тому, какого специалиста нужно подготовить или найти. Самой большой сложностью, по его словам, было вытащить описание навыков из работодателей и носителей профессии.
Как сделать так, чтобы разработанный для предприятия пакет корпоративных стандартов действительно функционировал, а не лег в стол мертвым грузом? Директор департамента по работе с сетью корпоративных центров опережающей подготовки Агентства развития навыков и профессий Тимур Хакимов сообщил, что когда предприятие начинает работу с командой Агентства, то на старте мы сразу договариваемся, на кого будет собираться стандарт и какую проблему он будет решать, что будет происходить с должностью, под которую пишется корпстандарт, сколько человек на ней работает, на что будет направлена работа – на входящий поток кадров или развитие текущего персонала.
«Выясняем, с чем будем работать – иногда дистанционно. Очная сборка – с выездом на место, смотрим рабочее место, технику труда, безопасность и так далее. Потом начинаем опрашивать людей, работающих на этой позиции, общаемся с опытными сотрудниками», – пояснил он.
Часть операций, по его словам, не регламентирована. «Мы проводим опросные мероприятия у различных категорий работников, у руководителей, у тех, кто контролирует качество, кто дает задания, конструирует, пишет программы обучения и адаптации и так далее. Исходя из этих опросов, формулируем облик специалиста, который нужен и важен. Далее документ проходит официальное согласование у руководства предприятий», – описал Хакимов ход процедуры.
В дальнейшем КЦОП поддерживает связь с предприятием, отслеживает динамику и эффективность разработанных стандартов. Тимур Хакимов подчеркнул, что нужно смотреть, приживается ли методика внутри компании, как она собирается и используется внутри оценки и реализации адресных программ, как решает проблемы, какие эффекты достигаются за счет ее применения. Кроме того, важно, чтобы и руководство тоже понимало, что стандартизация ради стандартизации не имеет смысла, а корпоративные стандарты внедряются для достижения определенных показателей.
«В качестве сопровождения мы помогаем запускать внедрение работы с составом профилей специалистов, чтобы корпоративный стандарт отражался в реальной деятельности предприятия – с учетом системы разрядности и мотивации», – добавил Тимур Хакимов, подчеркнув, что задача – сделать так, чтобы стандарт был не только связующим звеном между тем, что дает система образования, и предприятием, но чтобы и внутри предприятия эта связка работала.
Представители предприятий поделились своим опытом внедрения корпоративных стандартов.
Генеральный директор АС-ЭНЕРГО Павел Куницын заявил, что он, как руководитель, пересмотрел свои взгляды и понял, что за корпоративным стандартом – будущее: «Это наше конкурентное преимущество, которое выстрелит на уровне стратегии нашего развития – так мы выстраиваем работу на перспективу. Чем быстрее мы организуем работу сейчас, тем быстрее получим результат и стабильнее будем развиваться».
Он отметил, что именно такой подход позволяет внедрять культуру на производстве. И, по его мнению, главное – в том, чтобы навести порядок в умах руководителей, прежде чем спускаться к исполнителям. С этим на практике возникают проблемы – далеко не все управленцы осознают необходимость такого шага.
«Я своим замам, руководителям производств, главному инженеру это говорю, но постоянно идет сопротивление», – сказал Павел Куницын, подчеркнув, что нет профессии «хороший человек». Если специалист любого уровня не соответствует требованиям и не желает совершенствоваться и меняться, стоит пожать ему руку, поблагодарить за работу и на этом расстаться, такого мнения придерживается гендиректор АС-ЭНЕРГО.
Павел Куницын обратил внимание на то, во многом саботаж внедрения корпоративных стандартов связан со страхами людей. «У людей есть боязнь, что при введении корпстандарта они что-то потеряют. Но они ничего не теряют! Потому что стандарт нас заставит лучше работать, в срок выполнять объем взятой на себя работы, в том числе, когда пойдут дополнительные заказы и, соответственно, дополнительная прибыль», – подытожил он.
Людмила Киселева