В Чеченском государственном колледже, социальный педагог Ахматова Н. С. и председатель ЦК кураторов Даутмерзаева Э.М провели беседу с кураторами учебных групп на тему «Роль куратора в социализации студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ».
Актуальность и значимость воспитательной работы кураторов в колледже в условиях интеграции в общемировое образовательное пространство не только не уменьшается, а значительно увеличивается.
Для успешной социализации студентов с ОВЗ в условиях образовательного учреждения необходимо полное принятие таких детей, помощь на пути адаптации, активное включение их в жизнь учебного заведения и т.д. Мы должны помнить, что дети с ОВЗ – это обычные дети, только «особые».
Участие куратора в социализации студентов с ОВЗ имеет большое значение. Совместно с привлеченным педагогическим составом, выявляя интересы подопечных, их потребности, трудности, проблемы, конфликтные ситуации, куратор своевременно оказывает социальную помощь и поддержку, систематизируя данные об обучающихся с ОВЗ. Он оказывает содействие администрации и педагогическому коллективу в создании ситуации социально-педагогического комфорта и безопасности обучающихся; осуществляет работу по оздоровлению обучающихся, отслеживанию динамики их здоровья; защищает их права и интересы, организуя различные виды социально-ценной деятельности, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив; содействует педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании, формировании принципов взаимопомощи, милосердия, ответственности, уверенности в себе, способности к активному взаимодействию без ущемления прав и свобод другого человека.
Работа куратора групп с ОВЗ начинается с этапа установления контакта: он знакомится с медицинской картой, сопровождающими документами на обучающихся, беседует с каждым из них и его родителями (представителями), Далее, на основе результатов диагностики обучающегося, проведенной специалистами, куратор готовит план воспитательной работы на учебный год.
На следующем этапе куратор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед обучающимися с ОВЗ, намечает совместно с задействованным профессиональным микросоциумом потенциальные возможности их решения, обеспечивая дозированную, направленную помощь, побуждающую подопечных к самостоятельности. При условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки и системном мотивировании, поведение обучающегося с ОВЗ начинает характеризоваться снижением тревожности и напряжения, интерес к профессиональному обучению возрастает, подобные сдвиги произойдут у обучающихся к концу второго курса обучения в колледже. Обязательным является то, что на каждом из указанных выше этапов куратор наблюдает и информирует родителей, участников образовательного процесса о результатах социализации обучающихся, при необходимости организует консультации у специалистов.
Согласно данным наблюдениям за год студенты с ОВЗ хотя и становятся более доброжелательны, но сохраняют сдержанность в контактах с посторонними. Их темп умственной деятельности и интеллектуальная работоспособность повышается за счет совершенствования общих учебных навыков, но у большинства студентов в связи с адаптацией к повышенным требованиям профессионального обучения нет значимого снижения агрессии, уровня ситуативной и личностной тревожности.
Социализация студентов с особыми образовательными потребностями должна быть направлена на преодоление имеющихся ограничений жизнедеятельности и поиск путей реализации собственных возможностей.
По информации
chtt.proffi95.ru