АНО НАРК выступило организатором двухдневной Всероссийской конференции «Развитие национальной системы квалификаций – условие повышения престижа рабочих профессий», которая открылась 27 апреля в рамках ММСО-2020. Кроме того, первый заместитель генерального директора АНО НАРК Юлия Смирнова приняла участие в конференции «Векторы развития педагогических кадров: профессиональные дефициты или профессиональные потребности?»
Всероссийская конференция «Развитие национальной системы квалификаций – условие повышения престижа рабочих профессий» в первый день работы состояла из пленарного заседания, панельной дискуссии «Какие квалификации нужны рынку труда?» и двух мастер-классов, на которых были представлены практики применения инструментов Национальной системы квалификаций для совершенствования подготовки кадров. К трансляции конференции подключились около 1 тыс. человек.
На пленарном заседании с докладом «Современные квалификации для студентов: доступность и качество» выступил генеральный директор АНО НАРК Александр Лейбович.
Он напомнил, что в современном мире особое значение приобретает скорость процессов. Новые требования рынка труда должны учитываться в системе образования не более через год после их появления, если речь идет об основных образовательных программах, и не более чем через шесть месяцев, если речь идет о профессиональном обучении. В конце прошлого года такую задачу поставил президент Владимир Путин.
Чтобы новые квалификации стали доступны и гражданам, и организациям профессионального образования, необходимо «запараллелить» ряд процессов, считает Александр Лейбович. Проводится мониторинг рынка труда, делается прогноз, появляются новые профессиональные стандарты и квалификации, формируются и актуализируются перечни профессий и специальностей, разрабатываются новые образовательные программы. Об этих изменениях получают информацию граждане, и начинается обучение.
«Нужно отказаться от принятия большого числа нормативных документов и согласований, включить всех участников Национальной системы квалификаций в единое информационное пространство», - отметил генеральный директор АНО НАРК.
Для обеспечения качества подготовки кадров необходима независимая внешняя оценка. «Мы много лет «сидим на игле» внутренней оценки, - пояснил Александр Лейбович. – По-разному ее называем – или внутренним квалификационным экзаменом, или демонстрационным экзаменом, но гарантию качества подготовки специалистов дает только внешняя независимая оценка. Пилотный проект «Профессиональный экзамен для студентов», который мы проводим третий год, показал, что внешнюю оценку успешно проходят лишь 42 процента участников, а при внутренней оценке этот показатель близок к 100 процентам».
Директор Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Министерства просвещения РФ Алла Кузнецова рассказала о перспективах системы среднего профессионального образования после завершения кризиса. «Фактор пандемии, возникший внезапно и оказавший мощное влияние на нашу жизнь, повлиял и еще повлияет на развитие системы среднего профессионального образования», - отметила она.
Алла Кузнецова считает, что стандартных навыков, которые человек получает в рамках одной профессии, уже недостаточно, - он должен обладать широкой квалификацией и навыками будущего. Любые содержательные, технологические и структурные изменения будут эффективны лишь в том случае, если удастся решить задачу воспитания человека, способного проявлять активность, относящегося к образованию как инструменту собственной самореализации и обеспечения мобильности в течение всей жизни.
По мнению директора Департамента, «необходимо двигаться к прямому действию профессиональных стандартов». Наряду с этим, системе образования нужны практико-ориентированные программы, сконструированные под уникальный профиль компетенций, необходимых работнику сегодня в его жизненной и профессиональной ситуации.
Председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина рассказала о резком повышении требований к педагогам в части владения ИТ-компетенциями в связи с пандемией. О важности этих компетенций говорилось и раньше, однако всеобщий переход на дистанционное обучение показал, что их катастрофически не хватает.
«Когда мы говорим о базовых компетенциях XXI века – способности к самообучению, экологическом мышлении и других, - центральной остается цифровая грамотность. Исследования показывают, что это понятие значительно шире, чем просто умение работать с техническими устройствами», - добавила Любовь Духанина. По ее оценке, цифровая грамотность школьных педагогов выше, чем в других отраслях. Цифровая грамотность преподавателей среднего профессионального образования пока не изучалась, однако совместно с АНО НАРК такие исследования еще предстоит провести.
Любовь Духанина подчеркнула, что преподаватели должны оперативно учитывать в учебном процессе новые технологии, которые появляются на предприятиях, и новые приемы, которые используются на рабочих местах. В противном случае работодатели вынуждены тратить около года на адаптацию молодого специалиста к условиям производственной среды. Она также рассказала о новом профессиональном стандарте «Педагог онлайн-обучения», который предстоит разработать в рамках национального проекта «Образование», и об уже действующем профессиональном стандарте «Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)». Квалификация цифрового куратора максимально востребована в условиях пандемии.
Первый заместитель генерального директора АНО НАРК Юлия Смирнова дала рекомендации по выбору образовательных организаций посетителям ММСО-2020 – школьникам и их родителям.
В интернете большинство сайтов ориентируют выпускников на получение высшего образования, однако, по ее мнению, в нынешних условиях стоит присмотреться и к среднему профессиональному образованию. В условиях пандемии резко выросли зарплаты, например, повара – на 90 процентов, монтажника – на 82%, бетонщика-арматурщика – на 72% (у последних предложение по заработной плате со стороны работодателей по состоянию на апрель этого года составляет около 95 тыс. рублей).
В горизонте 1-5 лет работодатели будут ждать выпускников с немассовыми квалификациями, связанными с инженерией, ракетостроением, информационными технологиями, о чем свидетельствуют данные Мониторинга рынка труда, проводимого АНО НАРК совместно с советами по профессиональным квалификациям при экспертной поддержке ВЦИОМ.
Отдавать предпочтение стоит такой образовательной программе, которая не просто поможет раскрыть интеллектуальные способности человека, но и даст ему возможность выйти на рынок труда, зарабатывать деньги. Выбрать такую программу поможет «Справочник профессий» - ресурс, который поддерживается Минтрудом России, рассказала Юлия Смирнова. Там есть описания профессий, востребованных на рынке труда, и можно увидеть, какие образовательные программы к ним приводят и какие профессиональные квалификации с ними связаны. Еще один ресурс – Skillscanner, платформа, на которой проводится Мониторинг рынка труда. С его помощью можно получить дополнительную информацию о профессиях, дефицитных на рынке труда, увидеть востребованные квалификации, которые нужны работодателям сейчас и будут нужны продолжительное время. Эти ресурсы учитывают данные о трансформациях на рынке труда, об изменениях технологий, которые отражаются в профессиональных стандартах и далее - в образовательных программах.
При выборе образовательной программы, советует Юлия Смирнова, нужно обратить внимание на «специальные знаки», подтверждающие ее соответствие требованиям рынка труда. Это, во-первых, профессионально-общественная аккредитация, наличие которой свидетельствует, что качество подготовки выпускников по этой образовательной программе соответствует требованиям профессиональных стандартов. И, во-вторых, - образовательная организация предоставляет студенту возможность пройти не только итоговую аттестацию, но и независимую оценку квалификации.
Директор Центра развития навыков профессионального образования НИУ «Высшая школа экономики» Федор Дудырев рассказал о компетенциях для цифровой экономики в подготовке рабочих кадров. Перечень таких компетенций, необходимых обладателям разных квалификаций в разных отраслях, пока официально не определен, хотя эта работа ведется уже три года. При этом профессии, которые традиционно относятся к рабочим (4-й и 5-й квалификационный уровень), все больше несут на себе отпечаток цифровой экономики и все меньше связаны с выполнением рутинных операций и физическим трудом.
Среднее профессиональное образование – единственный уровень образования, который не получил федеральных средств на цифровизацию в рамках программ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, напомнил Федор Дудырев. Так что регионы вынуждены решать эту проблему за свои средства. Это особенно актуально сейчас, когда образование всей страны переходит на дистанционный формат, и именно квалификации цифровой экономики могут стать «пробным камнем» для отработки механизмов этого перехода и процедуры оценки квалификации онлайн.
Руководитель Базового центра АНО НАРК Ольга Клинк рассказала, в частности, о проекте «Профессиональный экзамен для студентов». За время его реализации были апробированы организационные и финансовые модели совмещения процедур аттестации студентов и независимой оценки квалификации. И сегодня необходимо доработать эти модели, создать нормативную базу для их более широкого применения.
Ольга Клинк сообщила, что в этом году теоретическая часть независимого экзамена будет проведена в дистанционном режиме с помощью платформы «Онлайн-экзамен», причем это было запланировано задолго до изменения ситуации в связи с коронавирусом. «Пилотный проект не охватывает исключительно этап оценки, - добавила она. – Помимо этого, создаются условия, позволяющие подготовить студентов к успешной сдаче экзамена, и речь идет не о натаскивании – оно здесь в принципе невозможно. Пилотный проект также предусматривает повышение квалификации мастеров производственного обучения, проведение стажировок, работу со студентами».
Благодаря профессиональному экзамену появился новый проект «Национальная система квалификаций – конструктор карьеры», представленный на ММСО-2020, рассказала Ольга Клинк. Студенты, проходя независимую оценку, до конца не понимали, что их ждет на рынке труда, каковы требования к их квалификации, поэтому для них были подготовлены профориентационные материалы, разработан курс «Конструктор карьеры».
На ММСО-2020 также можно ознакомиться с проектом квалификации «Наставник». Речь идет о формировании инструментария, который поможет или улучшить практики наставничества на предприятии, или создать их с нуля.
Представители АНО НАРК работают на ММСО-2020 и за рамками организованной Агентством конференции. В частности, Юлия Смирнова приняла участие в конференции по дополнительному профессиональному педагогическому образованию «Векторы развития педагогических кадров: профессиональные дефициты или профессиональные потребности?». Конференция была рассчитана, прежде всего, на работников институтов повышения квалификации работников образования.
Юлия Смирнова отметила, что в условиях пандемии мы в большей степени слышим о педагогах общего образования, организующих дистанционное обучение, в меньшей степени - о преподавателях вузов, но практически не слышим о преподавателях системы среднего профессионального образования. Но именно они, считает первый заместитель генерального директора АНО НАРК, находятся в самой сложной ситуации, поскольку должны сформировать у своих студентов практические навыки.
Говоря о профессиональных стандартах для работников системы образования, Юлия Смирнова отметила, что эти документы предстоит перерабатывать – делать их более операциональными и прозрачными. С помощью Мониторинга рынка труда можно увидеть, какие «мягкие» и «жесткие» навыки необходимы для успешной работы в системе образования, и их нужно переносить в профессиональные образовательные программы и в профессиональные стандарты. «Это делается в отношении всех профессий, которые есть сейчас на рынке труда, и точно так же это будет происходить в образовании», - подчеркнула Юлия Смирнова.
28 и 29 апреля представители АНО НАРК продолжат работу на ММСО-2020.
Московский международный салон образования (ММСО) (
https://ls.mmco-expo.ru/) — крупнейшее мероприятие в сфере образования России: открытый форум и самая масштабная в стране выставка новых образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений. Салон является платформой для развития диалога образовательного и экспертного сообществ, государственных институтов и бизнеса по актуальным вопросам настоящего и будущего системы образования.
Национальное агентство развития квалификаций (
www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.