27 мая 2020 года в дистанционном формате состоялось заседание Экспертного совета по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению при Комитете Государственной Думы по образованию и науке (далее – Экспертный совет). В заседании приняли участие куратор Экспертного совета, член Комитета Государственной Думы по образованию и науке Л. Н. Антонова, 19 членов Экспертного совета и приглашённые участники.
Заседание открыл председатель Экспертного совета, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций
Александр Наумович Лейбович.
Лидия Николаевна Антонова поприветствовала всех участников заседания и поздравила с окончанием учебного года.
По первому вопросу – «О нормативных правовых условиях внедрения Перечней СПО и Перечня профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение: возможные последствия и рекомендации» выступил
Александр Наумович Лейбович.
В настоящий момент сложилась такая ситуация, в которой целый ряд регулирующих документов сферы образования отстают от развития новой системы квалификаций. В связи с этим Министерством просвещения Российской Федерации был инициирован проект по актуализации перечней. Спикер рассказал о проведённой Национальным агентством работе, о предложениях по изменению перечней. Одной из наиболее важных особенностей обновленных перечней является то, что они напрямую увязывают профессии и специальности сферы образования с теми профессиональными стандартами и квалификациями, которые разрабатывают работодатели. Это вполне естественно, так как конечной целью является выпуск специалистов, востребованных современной экономикой.
Александр Наумович также подчеркнул, что, если не изменить сложившийся подход к регулированию Перечней профессий и специальностей, они всегда будут устаревшими. Было предложено отказаться от бумажного формата документов, перейдя к информационной системе Перечней, взаимоувязанной с ресурсами Национальной системы квалификаций.
Директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования ФГОУ ВО РАНХиГС, заместитель председателя Экспертного совета
Владимир Игоревич Блинов представил результаты опроса, проведённого Федеральным институтом развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской федерации (ФИРО РАНХиГС) по теме: «Организационно-методические подходы к определению приоритетов и разработке сценариев развития профессионального образования и обучения в Российской Федерации на период до 2035 года».
Владимир Игоревич обозначил круг проблем правоприменительной практики, которые были выявлены в рамках проведённого опроса. Также было отмечено, что нельзя игнорировать проблему интерпретации федеральных документов на региональном уровне. Фактически, опорос показал, что те рекомендации, приказы, распоряжения и законодательные акты, которые приходят с федерального уровня, очень часто автоматически транслируются на образовательные организации, при этом не учитывается региональная специфика, и это снижает эффективность управленческих процессов на местах. На лицо массовое недопонимание директорами, чего от них хотят в том или ином случае. Необходимо выстраивать вертикаль, способную транслировать федеральные решения на региональный уровень с учётом специфики субъекта Российской Федерации.
По третьему вопросу выступил
Артемий Игоревич Рожков, исполняющий обязанности генерального директора ФГБУ «Интеробразование».
Он остановился на проблеме эффективности правового регулирования системы образования и обучения. В частности, спикер отметил целый ряд коллизий в части применения понятия «квалификация» в законодательстве об образовании. Для выхода из сложившихся обстоятельств необходимо комплексное решение вопроса интеграции норм законодательства об образовании и трудового законодательства по вопросу присвоения квалификаций.
Юлия Валерьевна Смирнова, первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций, проанализировала перспективы нормативного закрепления проведения процедуры промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения с использованием независимой оценки квалификации. Были озвучены основные подходы к изменению 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций». Отмечено, что вносимые поправки в 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций» потребуют также глубокой проработки других нормативно-правовых актов для их синхронизации.
Национальное агентство развития квалификаций (
www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.