С 17 по 18 марта прошла III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения», которая состоялась в формате онлайн. В рамках мероприятия обсуждался комплекс актуальных вопросов цифровой трансформации профессионального образования. Были проведены пленарное заседание, панельная дискуссия «Сценарии развития профессионального образования в эпоху цифровой трансформации», а также прошла работа по секциям.
Организаторами конференции стали Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций (НИЦ ПОиСК) ФИРО РАНХиГС и Ассоциация «Академия профессионального образования».
В конференции приняли участие российские и зарубежные ученые – специалисты в сфере цифровой трансформации образования, представители экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС по направлению «Цифровая дидактика профессионального образования», руководители, педагоги, методисты профессионального образования, разработчики цифровых образовательных продуктов и средств.
Модератором пленарного заседания выступил Игорь Сергеев, ведущий научный сотрудник НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС.
Александр Лейбович, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций (Национальное агентство) выступил на пленарном заседании с докладом на тему: «Цифровая платформа национальной системы квалификаций». В своём выступлении он подчеркнул, что в современную цифровую эпоху диалог должен строиться на оперативном обмене информацией. Цифровая платформа национальной системы квалификаций ориентирована на эффективное взаимодействие между бизнесом и системой образования. «…Мы исходим из того, что должна быть ясная цифровая среда для трансляции потребностей и требований рынка труда в сферу подготовки кадров. На нашей цифровой платформе присутствует первая группа модулей, которая должна сформировать первичное представление о направлении движения рынка труда и системы подготовки кадров», - уточнил Александр Лейбович. Он перечислил цифровые инструменты первой группы модулей определения потребностей в квалификациях – это мониторинг рынка труда (жизненного цикла квалификаций) https://mrt.nark.ru ,витрина: https://skillscaner.ru ), прогнозирование потребностей рынка труда, конструктор карьеры https://bc-nark.ru/projects/all/constructor/ .
Вторая группа модулей формирования квалификаций отвечает на вопрос в чём суть требований рынка труда, чему и как нужно обучать специалистов. В неё входят такие инструменты как разработка отраслевых (секторальных) рамок квалификаций, разработка квалификаций https://rk-nark.ru, реестр утверждённых квалификаций https://nok-nark.ru, агрегатор образовательных программ получения квалификаций https://programm.nark.ru/. «…Эти требования должны быть изложены в понятной форме, чтобы их можно было элементарно прочитать, а также чтобы с ними было удобно работать, они должны быть сформулированы в определённых методических форматах, именно на это направлена вторая группа модулей», - пояснил генеральный директор Национального агентства.
Отдельное внимание Александр Лейбович уделил ИТ-системе «агрегатор образовательных программ получения квалификаций». Система будет собирать качественные образовательные ресурсы, помогая сориентироваться, какими программами можно воспользоваться для освоения той или иной квалификации, что существенно упростит связь между требованиями работодателей и образовательными программами. «Образовательные организации будут иметь прямой доступ к квалификационным требованиям, к тем программам, которые ориентированы на освоение нужных квалификаций», - уточнил Александр Лейбович.
ИТ-модуль «разработка отраслевых (секторальных) рамок квалификаций» занимает особое место в цифровой платформе национальной системы квалификаций. Этот цифровой ресурс помогает систематизировать все квалификации, на которые ориентирована компания, образовательная организация, целый регион или отрасль экономики. Указываются связи между этими квалификациями с определением их места в структуре бизнес-процесса и в профессиональном стандарте.
И совершенно логично, что после того, как были определены квалификационные требования, предъявляемые работодателями, а также программы, которыми можно воспользоваться для их освоения, возникает потребность в инструментах управления качеством, на это ориентирована третья группа модулей управления качеством трудовых ресурсов. В эту группу входят следующие инструменты: реестр независимой оценки квалификации https://nok-nark.ru/, разработка оценочных средств, онлайн-экзамен https://ok.nark.ru/, демо-экзамен https://demo.nark.ru/, модуль экспертизы образовательных программ, профстандартов, квалификаций, учебных материалов https://expert.nark.ru/.
Такой цифровой ресурс, как «реестр сведений о результатах независимой оценки квалификации», позволяет получить информацию о наличии интересующей квалификации в системе независимой оценки квалификаций; изучить документы, необходимые для подтверждения квалификации; определить и проанализировать оценочное средство; выбрать ближайший центр оценки квалификаций, и узнать условия проведения оценки; проверить наличие свидетельства в Реестре по QR-коду.
Подводя итоги своего выступления, Александр Лейбович отметил, что все ресурсы цифровой платформы национальной системы квалификаций объединены с помощью модуля обмена данными. «…К этой информации могут получать доступ не только отдельные пользователи через интерфейсы, ориентированные на человека, но также вход получают сторонние информационные системы, к примеру, образовательных организаций или субъектов Российской Федерации». Данная технология позволяет осуществить обмен данными через единую шину информационного обмена данными.
«…Мы создали цифровую основу обмена данными в рамках национальной системы квалификаций между основными участниками рынка в режиме онлайн», - заключил Александр Лейбович.
Также генеральный директор Национального агентства пригласил участников конференции присоединиться к Открытому соглашению, подписанному между Национальным агентством и Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) о поддержке цифровой трансформации систем управления рынком труда и подготовки кадров в регионах. Соглашение призвано объединить заинтересованные организации для реализации инфраструктурных задач в субъектах Российской Федерации: формирования единой платформы цифровых, методических, экспертно-аналитических и организационных решений для комплексного развития регионального рынка труда и системы подготовки кадров, оценки и прогнозирования кадровых потребностей, подготовки и переподготовки специалистов.
Видеозапись конференции с выступлением спикеров можно посмотреть по ссылкам:
17 марта https://youtu.be/Ydo-bZPccAQ
18 марта https://youtu.be/4vrqkQ4XA2s
Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.