Всероссийский конкурс профессионального мастерства проводится Министерством труда и социальной защиты РФ с 2012 года. В оргкомитет конкурса входят представители Минтруда России и советов по профессиональным квалификациям, в определении номинаций конкурса участвуют объединения работодателей, профсоюзы и региональные органы власти. В 2022 году информационную поддержку проведения конкурса обеспечило Национальное агентство развития квалификаций
Всероссийский конкурс «Лучший по профессии» проводится с целью повышения престижа рабочих профессий и популяризации их среди молодежи, распространения актуального опыта и лучших практик подготовки кадров.
Ежегодно конкурс проходит по пяти номинациям, каждая из которых соответствует одной из пяти рабочих профессий. В 2022 году для участия были выбраны профессии дефектоскописта, электромонтера, швеи, монтажника радиоэлектронной аппаратуры и медсестры первичного звена здравоохранения.
Конкурс по каждой из профессий состоял из регионального (отборочного) и федерального (финального) этапов. Конкурсные задания, разработанные на основе профессиональных стандартов и оценочных средств независимой оценки квалификации, включают проверку теоретических знаний и выполнение реальных профессиональных задач.
Федеральные этапы конкурса «Лучший по профессии» 2022 года прошли в регионах:
«Лучший электромонтер» – Калининградская область (Светлогорск)
«Лучшая медицинская сестра первичного звена здравоохранения» – Москва
«Лучший дефектоскопист» – Москва
«Лучшая швея» – Калужская область (Калуга)
«Лучший монтажник радиоэлектронной аппаратуры» – Томская область (Томск)
Победители федеральных этапов получают денежные призы от Минтруда России.
В рамках конкурса в 2022 году прошли профориентационные мероприятия для школьников старших классов, учащихся техникумов и колледжей, студентов вузов.
Всего в федеральных этапах конкурса приняли участие свыше 200 специалистов – победителей региональных этапов (см. график).
Федеральные этапы Всероссийского конкурса «Лучший по профессии» в цифрах
Победителями Всероссийского конкурса в 2022 году стали:
В номинации «Лучший электромонтер»:
Федеральный этап состоялся 12-16 сентября 2022 года на Учебно-производственной площадке АО «Россети Янтарь», г. Светлогорск Калининградской области.
Организаторы: Ассоциация некоммерческих организаций «Московский учебный центр ЕЭС» и Совет по профессиональным квалификациям в области электроэнергетики.
В номинации «Лучшая медицинская сестра первичного звена здравоохранения»:
Федеральный этап состоялся 20-21 октября 2022 года на площадке Кадрового центра Департамента здравоохранения Москвы.
Организатор: Департамент здравоохранения города Москвы.
В номинации «Лучший дефектоскопист»
Федеральный этап состоялся 24-26 октября 2022 года в ЦВК «Экспоцентр», Москва.
Организаторы: Совет по профессиональным квалификациям в области сварки, Национальное агентство контроля сварки, Российское общество по неразрушающему контролю и технической диагностике (РОНКТД).
В номинации «Лучшая швея»
Федеральный этап состоялся 17-18 ноября 2022 года на площадке ООО «Мануфактуры Боско» (Калуга).
Организатор: Министерство труда и социальной защиты Калужской области.
В номинации «Лучший монтажник радиоэлектронной аппаратуры»
Федеральный этап состоялся 29-30 ноября 2022 года на площадках НПФ «Микран» и Томского государственного университета.
Организаторы: Департамент труда и занятости населения Томской области при поддержке АО НПФ «Микран», АО НПЦ «Полюс», Томского государственного университета и содействии Совета по профессиональным квалификациям в области ракетной техники и космической деятельности.
Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес-сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.