Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » »

Наставничество в рабочих профессиях обсудили на конференции в Мособлгаз

Наставничество в рабочих профессиях обсудили на конференции в Мособлгаз

Поделитесь новостью
Новости НАРК






21 июля Национальное агентство развития квалификаций совместно с компанией «Мособлгаз» провели конференцию «Наставничество в рабочих профессиях», посвященную государственным инициативам, направленным на развитие системы наставничества, и лучшим практикам наставничества на предприятиях.

Открывая обсуждение, модератор пленарной сессии, заместитель генерального директора Алла Факторович, подчеркнула, что наставничество — это одна из наиболее эффективных кадровых технологий, которая позволяет управлять знаниями и распространять их, а также способствует быстрой адаптации работников, которые впервые занимают ту или иную должность в компании.

Заместитель генерального директора, главный инженер АО «Мособлгаз» Владимир Иваньков подчеркнул, что инструмент наставничества это не только профессиональная, но и важнейшая социальная поддержка, поэтому тема наставничества сегодня рассматривается на государственном уровне. Каждому молодому специалисту требуется наставник, который поможет влиться в коллектив, научит решать неординарные производственные задачи.

Генеральный директор Национального агентства Артем Шадрин рассказал, что миссия агентства заключается как раз в том, чтобы максимально приблизить систему подготовки кадров к требованиям рынка труда. Это означает не только актуализацию образовательных программ вузов и колледжей, но и обеспечение практического участия представителей предприятий в образовательной деятельности, чтобы выпускники были максимально готовы к рабочему процессу.

«Наставники находятся на стыке выполнения двух задач. Первая — это адаптация новых специалистов на предприятии для быстрого и эффективного включения в рабочий процесс. Вторая — работа с потенциальными будущими сотрудниками предприятия на этапе прохождениям ими производственной практики или стажировки, когда они служат «лицом предприятия» от которого во-многом зависит успешность их возможного рекрутинга», - отметил Артем Шадрин.

Он также подчеркнул, что наставник играет большую роль в передаче новым поколениям работников корпоративной культуры на производстве.

Артем Шадрин проинформировал о проекте «Квалификация Наставник». За 5 лет его участниками стали более 240 предприятий и образовательных организаций, которые передавали и одновременно обобщали свой опыт, который может лечь в основу профессионального стандарта в части «наставник на рабочем месте».

Был разработан ряд методических рекомендаций: для самих наставников по выстраиванию работы, для руководителей предприятий по запуску и развитию системы наставничества на предприятии в целом и рекомендации колледжам по наставничеству в системе среднего профессионального образования в рамках дуального обучения.

Артем Шадрин добавил, что три недели назад завершился Конкурс лучших практик подготовки рабочих кадров в номинации «Наставничество на рабочем месте». В конкурсе приняли участие более 90 организаций. Презентации победителей размещены на сайте Базового центра, соответствующие методические материалы смогут использоваться в практической работе каждого предприятия.

Заместитель председателя Комитета по экономической политике, депутат Государственной Думы Федерального собрания России Станислав Наумов отметил, что социальный институт наставничества сегодня обложен огромным количеством барьеров. Необходимо совершенствование нормативно-правового обеспечения наставнической деятельности.

Об инициативах Координационного совета Минпросвещения России по наставничеству рассказал заместитель начальника отдела развития опережающей подготовки и обучения Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Роман Ласточкин.

Он отметил, что по итогам первого заседания Координационного совета было принято решение о работе по четырем направлениям, которые должны стать реализованными задачами Года педагога и наставника. Это разработка предложений в Федеральный закон «О наставничестве» для законодательного урегулирования института наставничества, разработка проекта профессионального стандарта «Наставник», создание Ассоциации наставников, а также проработка вопросов по системе мотивации наставников.

«Кроме того, на Координационном совете были выявлены три основных блока, по которым можно разделить наставничество. Первый — это наставничество на рабочем месте - на производстве или предприятии, второе — наставничество в образовании, и третье — это наставничество в сфере воспитания и социализации, - добавил Роман Ласточкин. - …Те инициативы, которые будут заложены в этом году, продолжат своё существование в последующих годах в любом случае. Тот же самый профессиональный стандарт - его необходимость подтвердили все участники сессии на Петербургском международном экономическом форме».

Подробно о правотворческих инициативах в сфере наставничества рассказал Директор центра проектирования, моделирования и контроля процессов реализации федеральных программ института развития компетенций педагогических работников профессионального образования Государственного университета просвещения Вячеслав Чалый: «Основная цель наших инициатив - сформировать предложение в основные принципы государственной политики в области развития института  наставничества и работы с ним. Как и любая деятельность в развитом государстве, наставничество должно иметь чётко сформулированный понятийный аппарат, цели и принципы развития, свои характеристики и структуру».

Вячеслав Чалый отметил, что если инициативы и термины, предложенные, Государственным университетом просвещения будут приняты, то появится чёткое понимание, кто такой наставник, кто такой наставляемый и что такое наставничество в принципе. «Нами уже прорабатывается система мотивации, целью у которого дать понять людям, которые занимаются наставничеством, что это не только почётное звание, которое приносит моральное удовлетворение, но и поощряется государством», - добавил он и пригласил участников конференции на Всероссийский форум наставников, который пройдет в октябре-декабре 2023 года.

Председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, член Координационного совета по наставничеству при Министерстве просвещения Российской Федерации Любовь Духанина рассказала о причинах и предпосылках для нормативного закрепления наставничества как профессиональной деятельности, в том числе разработки профстандарта «Наставник» как инструмента развития лучших практик.

«Введение профессионального стандарта позволит ввести фактическую должность в штатное расписание, официально трудоустраивать лиц на эту позицию, с оплатой труда именно за эту деятельность. А также это даст возможность отправлять этого работника на повышение квалификации, если предприятие считает это необходимым. Всё это четко определит права и полномочия наставника и, конечно, позволит его поощрять и награждать. Наставник — это особый социальный статус, требующий и высочайшей квалификации и эрудиции, а также сердечного отношения ко всему происходящему», - подчеркнула Любовь Духанина.

О практике развития системы наставничества на рабочем месте в отраслевом аспекте рассказали  председатель СПК в нефтегазовом комплексе, директор ЧУ «Газпром ЦНИС» Павел Иванов, Заместитель руководителя аппарата НОПРИЗ, Председатель Комитета РСС по развитию профессионального образования и содействия занятости в строительной отрасли Надежда Прокопьева, Руководитель кадрового центра Минстроя России Елена Сенкевич и генеральный директор Саморегулируемой организации некоммерческого партнерства управляющих организаций Московской области, член СПК в жилищно-коммунальном хозяйстве Наталья Абросимова.

Модератором второй сессии «Система наставничества на производстве: поиск оптимальных решений» выступила заместитель генерального директора Национального агентства Ольга Лоцманова.

Участники обсудили результаты внедрения системы наставничества в отраслевом и региональном разрезе, реализации подходов к организации наставничества для газораспределительных и сервисных организаций, взаимодействие с вузами и СПО.

Начальник отдела подготовки и развития персонала Управления по работе с персоналом Татьяна Паршукова поделилась опытом формирования системы наставничества в АО «Мособлгаз».

Директор Института инженерно-экологического строительства и механизации НИУ МГСУ, кандидат технических наук Дмитрий Спецов рассказал о развитии наставничества в системе обучения МГСУ.

Ректор Государственного института повышения квалификации и переподготовки кадров в области газоснабжения «ГАЗ-ИНСТИТУТ» Михаил Новиков поделился опытом по организации международных стажировок студентов России и Республики Беларусь, который стал эффективным механизмом взаимообучения в газовой отрасли.

Заместитель директора Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС Елена Полушкина представила сравнительный анализ «Наставничество в цифрах» по данным за 2013, 2016 и 2020 года. Результаты показали, что пять наиболее активных регионов с максимальным значением доли всех работников (рабочих и руководящих должностей), прошедших обучение в виде краткосрочных курсов, профессиональных тренингов наставничества в 2020 были: Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Республика Башкортостан, Самарская область и Вологодская область.

О педагогическом потенциале СПК как об элементе системы наставничества рассказала старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Елена Ломтева.

Директор центра развития карьеры МИТУ-МАСИ Кузнецова Екатерина поделилась опытом Московского архитектурно-строительного института по перспективам развития профильного студенческого движения для развития компетенции «Управление многоквартирным жилым домом» в сфере капитального ремонта многоквартирного жилого дома.

Руководитель Академии развития квалификаций Национального агентства развития квалификаций Елена Казарина провела тренировку soft skills «обратная связь наставляемому» в ситуации обучения на рабочем месте.

Также на площадке конференции состоялись мастер-классы: «Работа наставника на демонстрационном экзамене слесарей. Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования», «Практическое применение стандартных операционных процедур и 4-х шагового метода обучения», «Взаимодействие наставника и стажера при проведении сварочных работ (полимерные трубопроводы)».

Мероприятие прошло в очно-дистанционном формате на площадке учебно-курсового комбината АО «Мособлгаз». Предложения, прозвучавшие в ходе конференции, будут систематизированы в итоговую резолюцию для передачи в Минпросвещения России.

 

Видеозапись первой сессии можно посмотреть по ссылке.

Видеозапись второй сессии можно посмотреть по ссылке.

 

Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес-сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.

Присоединяйтесь к телеграм-каналу Профобразование с возможностью высказать ваше собственное мнение



Спонсорский материал магазина "СТО1ФИШКА"- качественные товары на Wildberries



Мы будем рады, если подпишитесь на наш Дзен-канал Профобразование.
Нам есть что обсудить и о чем поговорить!


или оставить свой комментарий
m">
avatar