Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » »

В Санкт-Петербурге завершился ежегодный форум «Национальная система квалификаций России»

В Санкт-Петербурге завершился ежегодный форум «Национальная система квалификаций России»

Поделитесь новостью
Новости НАРК






28 ноября в Конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» прошел второй день IX Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России», объединившего представителей федеральных и региональных министерств и ведомств, руководителей ведущих предприятий и учебных заведений страны

На площадке Форума состоялись Объединенное пленарное заседание «Образование и рынок труда: инструменты взаимодействия», организованное в рамках финала Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» и IX Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России».

Также в рамках Форума прошли сессии «Кадры для нового времени: эффективные технологии подготовки и развития» и «Опыт внедрения ключевых инструментов НСК в различных секторах российской экономики: свершения и вызовы» и HR-форум НСК «Оценка персонала: переосмысление и трансформация».

Основным вектором обсуждения IX Форума НСК стала задача повышения адаптивности системы подготовки кадров, с учетом изменяющихся потребностей рынка труда, достигаемая за счет различных форматов партнерства с работодателями.

Важный контекст работе Форума был задан поручениями Президента России по итогам расширенного заседания Президиума Госсовета, прошедшего 21 сентября в Великом Новгороде. В числе ключевых задач обсуждалось формирование системы комплексного прогнозирования потребности в кадрах, повышение гибкости механизма профессиональных стандартов, усиление практикоориентированности профессионального образования и др.

Президент Российской Федерации Владимир Путин направил приветствие в адрес участников IX Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России». В нем, в частности, говорится:

«Отмечу, что за прошедшие годы на вашей экспертной площадке выстроен эффективный диалог государства, бизнеса, образовательных и профсоюзных организаций по вопросам укрепления кадрового потенциала страны. Такое прямое общение, в основе которого лежат актуальные запросы отраслей, потребности предприятий и компаний в специалистах — способствует продвижению современных образовательных стандартов, повышению качества профессиональной подготовки, улучшению структуры занятости. И конечно, задает ориентиры для молодежи — какими знаниями, навыками, умениями должен обладать человек, чтобы добиться успеха в избранном деле.

Рассчитываю, что нынешняя, девятая встреча — позволит сформировать инициативы, которые найдут применение на практике, послужат росту производительности труда в отечественной экономике и социальной сфере».

Также в адрес участников Форума поступил приветственный адрес от Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина, в котором отмечено:

«Внедрение современных технологий требует от специалистов не только высокого уровня компетентности, но и умения ориентироваться в разных сферах деятельности, быстро адаптироваться к меняющимся условиям, следить за нововведениями, постоянно осваивать дополнительные знания и навыки.

Благодаря НСК совершенствуется нормативно-правовая база, устанавливаются и регулируются единые требования, разрабатываются стандарты и механизмы независимой оценки, а также признания квалификаций в различных отраслях.

За время существования национальная система квалификаций Российской Федерации доказала свою эффективность, способствуя расширению участия нанимателей в создании программ профессиональной подготовки и повышения производительности труда».

Открывая пленарное заседание Форума, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова сказала: «Рынок труда стремительно изменился, особенно в последние полтора года, и мы видим серьезные вызовы. Мы вынуждены оперативно реагировать на них и перестраивать не только систему управления, но и систему образования».

Как отметила вице-премьер, Правительство России совместно с РСПП и региональными органами власти приступило к созданию прогноза кадровой потребности на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Предварительные расчеты показывают, что к 2030 году, с учетом демографических трендов, российской экономике дополнительно потребуются 2 млн человек. Также России очень важно преодолеть структурную безработицу. «Чтобы перестраивать систему образования и переподготовки, нужно понимать, какие профессии и какие направления будут востребованы. Наша с вами задача – максимально корректно построить этот прогноз», – указала Голикова.

«Мы хотели бы, чтобы соискатели были максимально подготовленными, профессиональными, их производительность труда была высокой. В условиях высокой напряженности на рынке труда, связанной с дефицитом кадров, большая нагрузка ложится на систему подготовки и переподготовки, на Национальную систему квалификаций», – отметил президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям Александр Шохин.

Спикер подчеркнул, что в целом Национальная система квалификаций уже сложилась: «Востребованность независимой оценки квалификации постоянно возрастает. Если в 2022 году профессиональные экзамены в формате НОК прошли 54 тысячи соискателей, то в текущем году число профэкзаменов увеличилось более чем в 2,5 раза – до 141 тысячи». Спикер обратил внимание, что данные изменения, в частности, стали возможными благодаря поправкам в Градостроительный кодекс, благодаря которым НОК стала обязательной по ряду квалификаций в сфере инженерных изысканий и подготовки проектной документации.

По поручению Президента России по итогам Президиума Госсовета в Великом Новгороде в сентябре 2023 года, ведется работа по изменению подходов к формированию профессиональных стандартов, сообщил заместитель министра труда и социальной защиты России Алексей Вовченко. «Ключевой вопрос и для соискателей, и для предприятий – чему необходимо обучаться, какие компетенции следует наращивать, чтобы не оставаться позади. Для ответа на этот запрос и создавалась Национальная система квалификаций. Основные составляющие НСК – профстандарты и независимая оценка квалификации. Вместе они образуют ту инфраструктуру, которая отражает потребности рынка труда в компетенциях работников, в описании профессий и, в конечном счете, обеспечивает оценку знаний и умений», – сказал, в частности, спикер.

Изменения на рынке вызываются внешними причинами, объяснил руководитель Рабочей группы Национального совета по развитию профессионального образования и обучения в Национальной системе квалификаций, научный руководитель НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов. Ключевым драйвером изменений на рынке труда спикер назвал стремительное сокращение срока жизни технологий и ускорение обновления профессиональных компетенций, за которым не успевает образование. По мнению научного руководителя ВШЭ, система образования должна выпускать специалистов, готовых самостоятельно обучаться и совершенствовать свою квалификацию в течение всей своей трудовой жизни. «Система квалификаций должна быть очень гибкой и очень конкретной», – подчеркнул он.

О возможностях интеграции с НСК формата описания знаний и умений как микроквалификаций или микростепеней, набирающего сегодня популярность, говорил генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин.

Отдельно Шадрин остановился на перспективах развития системы наставничества на предприятиях, способствующей адаптации новых сотрудников на рабочем месте в более короткие сроки, а также выстраиванию максимально системной работы со студентами вузов и колледжей, проходящими производственную практику. Национальное агентство при поддержке Минтруда России реализует проект «Квалификация “Наставник”». Также агентством организован Всероссийский конкурс лучших практик подготовки кадров в номинации «Развитие наставничества на рабочем месте».

Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев рассказал о разработке и реализации новой модели высшего образования. По его словам, изменения коснутся трех направлений. К ним относятся система планирования высшего образования на основе прогноза потребности в кадрах, инфраструктура и кадровое обеспечение вузов и технологий образования, и оценка эффективности деятельности образовательных организаций (основанная, в частности, на показателях трудоустройства выпускников). Серьезная роль в новой модели высшего образования отведена взаимодействию вузов и работодателей. Замминистра особо отметил работу Санкт-Петербургского горного университета, ведущуюся в этом направлении.

Первый заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Осьмаков сделал акцент на значении прогнозирования кадровой потребности рынка труда. «Важно научиться работать с кадрами долгосрочно, а не здесь и сейчас латать дыры. Минпромторг в настоящее время реализует более десяти национальных программ, направленных на обеспечение технологического суверенитета страны. Необходимо понимать: обеспечение промышленности кадрами – это вопрос выживания страны», – подчеркнул спикер.

«Из кабинетов Министерства просвещения абсолютно не видно, какой работник нужен на конкретное предприятие. Поэтому все решения в системе профессионального образования проверялись с привлечением организаций, представляющими ту или иную отрасль», – рассказал директор департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин. Благодаря этому сотрудничеству, отметил спикер, был обновлен перечень профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка в СПО, перечень программ профессионального обучения. «Ни одна из специализаций не была утеряна», – заверил Неумывакин.

В продолжение темы гармонизации российской системы профквалификаций с национальными системами квалификаций стран Евразийского союза, обозначенной Председателем НСПК Александром Шохиным, Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Михаил Мясникович сказал: «Системы профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации сейчас развиваются в странах Евразийского союза самостоятельно». Обращаясь к вице-премьеру, спикер выдвинул предложение об инициировании на уровне правительства разработки нормативно-правовых актов, способствующих гармонизации системы квалификации и подготовки кадров в странах Евразийского союза. Также Мясникович отметил целесообразность разработки дополнительных механизмов прогнозирования рынка труда в ЕАЭС и возможность формирования «евразийской биржи труда», позволяющей находить работу в соответствии с квалификацией в различных регионах Евразийского союза.

На объединенном пленарном заседании также выступили губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, сопредседатель Партнерского совета Министерства просвещения Российской Федерации и работодателей Андрей Комаров, исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Госкорпорации «Роскосмос» Сергей Крикалев, генеральный директор Корпоративной Академии Росатома Юлия Ужакина и первый заместитель генерального директора АО «КАВКАЗ.РФ» Андрей Цемахович.

28 ноября в рамках Форума также состоялись панельные сессии «Кадры для нового времени: эффективные технологии подготовки и развития» и «Опыт внедрения ключевых инструментов НСК в различных секторах российской экономики: свершения и вызовы».

Модератор сессии «Кадры для нового времени», председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования Любовь Духанина, открывая мероприятие, сказала: «Сейчас выбор трека карьерного роста становится сложнее, технологии развиваются стремительно, технологические циклы становятся короче. По данным исследовательской компании Goldman Sachs, в течение ближайших лет на глобальном рынке исчезнут 300 миллионов рабочих мест. Но при этом возникнут новые профессии – происходит перераспределение труда в системе “человек-машина”».

Продолжая тему актуализации подготовки кадров с учетом современных социально-экономических реалий, сомодератор сессии, директор Высшей школы бизнеса Высшей школы экономики Валерий Катькало отметил, что «Современное общество требует от университетов не только эффективной подготовки новых кадров, но и постоянного переобучения и повышения квалификации с помощью программ ДПО. На рынке профобразования появились новые игроки – корпоративные университеты. Они созданы почти в ста ведущих российских компаниях. В некоторых из них преподавательский штат превышает 200-300 человек. Мы можем многое почерпнуть от них для развития системы образования в целом».

Многие выступающие отметили возрастающую значимость программ дополнительного образования и микроквалификаций, необходимость и эффективность дополнительного обучения. Одновременно спикеры акцентировали внимание на том, что дополнительное образование не должно подменять базовую подготовку специалистов. Директор Института дистанционного образования Томского государственного университета Михаил Шепель: «Очень важно в погоне за практикоориентированностью не потерять фундаментальность образования. Включение гибких навыков, цифровых компетенций формирует новую фундаментальность».

Одновременно в ситуации с диверсификацией образовательных треков и расширением возможностей получения квалификации возрастает роль независимой оценки квалификации как инструмента, позволяющего дать объективную обратную связь по содержанию образовательных программ и уровню подготовки специалистов. «Самым ценным инструментом оценки качества подготовки выпускников является независимая оценка квалификации. Она позволяет дать оперативную обратную связь учащемуся, что ему нужно подтянуть, а образовательной организации – что нужно доработать в образовательном процессе», – подчеркнула руководитель Комитета по независимой оценке квалификаций СПК в горно-металлургическом комплексе Наталья Байда.

В сессии «Кадры для нового времени: эффективные технологии подготовки и развития» также приняли участие врио директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Алексей Левченко, проректор по Цифровой трансформации и учебно-методической работе Московского государственного строительного университета Олег Игнатьев, директор Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ «Высшая школа экономики», председатель Экспертного совета по развитию профессиональных квалификаций Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Дмитрий Кузнецов, заместитель председателя СПК финансового рынка Диана Маштакеева, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артём Шадрин, представители бизнеса и органов региональной власти.

Ключевой темой Сессии «Опыт внедрения ключевых инструментов НСК в различных секторах российской экономики: свершения и вызовы» стали актуальные задачи внедрения Национальной системы квалификаций и сложности, с которыми сталкиваются её участники.

Председатель СПК ЖКХ Александр Козлов озвучил результаты мониторинга рынка труда, проведенного в текущем году совместно с Минстроем России. Опрос с участием 1,5 тыс. работодателей показал, что в сфере существует порядка 200 тыс. вакансий, а более 50% организаций ощущают кадровый голод. Козлов рассказал, что сегодня в ряде школ и колледжей Москвы запущен «пилот» ранней профессиональной подготовки, позволяющий получить базовую квалификацию в области ЖКХ одновременно с аттестатом или дипломом СПО. «В рамках деятельности СПК ЖКХ разработаны профессиональные стандарты. У нас появился новый ФГОС, ЖКХ выделено в отдельную образовательную составляющую», – отметил спикер.

 

Руководитель Исполкома Совета по профессиональным квалификациям воздушного транспорта Анастасия Мирошниченко в своем выступлении отметила, что в настоящее время Национальная система квалификаций не включена в нормативные документы на государственном уровне. Это не дает учитывать стратегию НСК в планировании и разработке стратегии развития транспортной отрасли, концепции транспортного образования, комплексной программы развития авиатранспортной отрасли в целом. 

 

«Нужна дорожная карта развития системы квалификаций. У нас есть стратегия НСК, мы берем её за основу, рисуем дорожную карту, выходим на ключевые показатели эффективности. В дорожной карте должны быть исполнители конкретных мероприятий... Необходимо установить показатели роста производительности труда и влияния НСК на неё. Отфиксировать это как главный целевой показатель, и к нему идти», – подчеркнула Мирошниченко.

 

Говоря о проблематике строительной сферы, директор ООО «Центр оценки квалификаций в строительстве» Михаил Хохлов обратил внимание, что проведение независимого экзамена – не самоцель. Главная цель НОК – это повышение качества и безопасности строительства. «С 2021 года мы провели 1852 экзамена, и за первый год успешно сдавших было 52%. Сегодня не сдавших – уже 27%». Завершая выступление, спикер сказал: «Специалистам часто кажется, что, работая всю жизнь в отрасли, они знают всё. Это не так. Основная наша цель – это обучение. С 1 декабря этого года СПК в строительстве вводит 200 новых вопросов: отрасль развивается и не стоит на месте».

 

Заместитель председателя СПК в сфере нанотехнологий и микроэлектроники Ольга Крюкова рассказала, что В 2023 году был создан федеральный координационный центр «Кадры для микроэлектроники», ключевой задачей которого является решение кадровых проблем в рамках реализации стратегии для электронной промышленности. Центр работает в тесной связке с СПК, что позволяет оперативно решать задачи формирования и внедрения новых профстандартов и образовательных программ в отрасли.

Также на базе Зеленоградского кластера создан консорциум, в который вошли МИЭТ, СПК нанотехнологий, центр оценки квалификации, Ассоциация вузов ЭКБ и Зеленоградский инновационно-технологический центр. Задачей объединения является формирование единой оценки качества подготовки в сфере микроэлектроники. Результатом работы консорциума стало возникновение базе МИЭТ межотраслевого экзаменационного центра, начало внедрения НОК в аттестационные процедуры МИЭТа, актуализация образовательных программ в соответствии с требованиями профстандартов и введение ПОА.

«Таким образом, у нас получилось транслировать все пять полномочий СПК в тот функционал, который есть у Координационного центра. Мы надеемся, что тот опыт, который мы получили за два года, будет широко транслирован и поднят на федеральный уровень в рамках реализации стратегии развития электронной промышленности», – сказала Крюкова.

 

Участие в дискуссии также приняли председатель СПК в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения Юрий Герций, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артём Шадрин и председатель СПК в электроэнергетике, президент Ассоциации «ЭРА России» Аркадий Замосковный – в качестве модератора сессии.

Подводя итоги сессии, руководитель Национального агентства сказал: «На мой взгляд, в развитии НСК есть два основных драйвера. Первый драйвер – это связка СПК и отраслевых министерств. Второй – регионы, которые “приземляют” партнерство образовательных организаций и работодателей. При этом языком их взаимодействия становятся, с одной стороны, содержащиеся в профстандартах описания знаний и умений, а с другой – формат независимой оценки квалификации, совмещаемый с процедурами итоговой аттестации в вузах и колледжах, программах ДПО, который успешно реализуется».

Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес-сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.

 

Присоединяйтесь к телеграм-каналу Профобразование



Подписывайтесь на наш Дзен-канал Профобразование