30 сентября на полях Евразийского экономического форума (ЕАЭС) в Ереване состоялось заседание президиума Делового совета ЕАЭС. В мероприятии принял участие генеральный директор Национального агентства развития квалификаций, руководитель Рабочей группы Делового совета по сближению квалификаций специалистов различных видов профессиональной деятельности государств ― членов ЕАЭС Артем Шадрин
Руководитель Национального агентства проинформировал членов президиума о проведенной работе. По инициативе и при участии Национального агентства развития квалификаций ЕЭК (Евразийская экономическая комиссия) в текущем году собрана и проанализирована информация о состоянии и развитии национальных систем квалификаций в государствах – членах ЕАЭС.
Данная информация, а также материалы НАРК по применяемым механизмам и инструментам признания странами документов о профессиональной квалификации, были использованы ЕЭК при формировании проекта доклада о целесообразности сближения квалификационных требований по наиболее востребованным профессиям на рынке труда Союза и порядку подтверждения профессиональных квалификаций.
В феврале и июле 2024 года состоялись две рабочие встречи представителей Рабочей группы и Департамента трудовой миграции и социальной защиты ЕЭК. В ходе мероприятий среди приоритетных направлений работы были выделены задачи проработки создания евразийской рамки квалификаций, сближения квалификационных требований по наиболее востребованным профессиям на рынке труда, выработки подходов к взаимному признанию механизмов оценки профессиональных квалификаций.
В качестве возможных «пилотных» отраслей, в целях организации сопоставительного анализа требований к отобранным квалификациям, были предложены следующие отрасли: финансовый рынок, сварка, строительство и жилищно-коммунальные услуги.
Также НАРК разработаны проекты по созданию сервисов на мобильном приложении «Работа в ЕАЭС» для трудовых мигрантов, реализацию которых планируется обеспечить в рамках грантовой поддержки Фонда цифровых инициатив Евразийского банка развития:
- проект «Агрегатор программ профессионального образования по востребованным специальностям»;
- проект «Единая точка доступа для прохождения независимой оценки квалификаций (профессионального экзамена)».
Кроме того, Национальное агентство выступило с инициативами по интеграции информационных ресурсов в области национальных систем квалификаций, эксплуатируемых уполномоченными органами стран ЕАЭС, и созданию распределенного контакт-центра по вопросам признания квалификаций в государствах ― членах ЕАЭС.
На заседании президиума Делового совета ЕАЭС были поддержаны следующие предложения:
1. Признать целесообразным продолжение работы по сближению квалификационных требований по наиболее востребованным профессиям на рынке труда ЕАЭС, проводимой в рамках ЕЭК, с участием профильных национальных органов исполнительной власти и организаций, Делового совета ЕАЭС, в том числе, в части выработки согласованных подходов:
2. Рекомендовать ЕЭК при участии уполномоченных государственных органов и организаций стран ЕАЭС, с участием Делового совета ЕАЭС, обеспечить проработку вопросов создания:
3. Отметить целесообразность реализации разработанных Национальным агентством развития квалификаций проектов по созданию сервисов в мобильном приложении «Работа в ЕАЭС» для трудовых мигрантов «Агрегатор программ профессионального образования по востребованным специальностям» и «Единая точка доступа для прохождения независимой оценки квалификаций (профессионального экзамена)», представляемых на рассмотрение в Фонд цифровых инициатив Евразийского банка развития.
Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес-сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.