Институт развития профессионального образования (ИРПО) провел на полях Международного конгресса-выставки «Молодые профессионалы» Всероссийский семинар-совещание «Актуальные вопросы создания (обновления) мастерских в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы». К участию в мероприятии были приглашены представители образовательных организаций и регионов с лучшими показателями в вопросах создания и обновления современных мастерских.
От имени Министерства просвещения РФ к участникам мероприятия обратилась заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Маргарита Скворцова.
«Сфера среднего профессионального образования уникальна тем, что ни одна другая система не предполагает такого количества и разнообразия производственного оборудования, поэтому она должна оперативно реагировать на изменение технологий, зачастую даже быстрее предприятий. Очень важно в вопросах практико-ориентированной подготовки специалистов соблюдать баланс соответствия оборудования, которое установлено в образовательной организации, тому, что используется на предприятии», — подчеркнула Маргарита Скворцова.
В завершение семинара-совещания состоялось награждение профессиональных образовательных организаций по пяти номинациям. Награду за эффективное взаимодействие с работодателями получил Уфимский машиностроительный колледж, лучшей презентацией созданных мастерских был признан видеоролик Саратовского архитектурно-строительного колледжа. Члены жюри также отметили Хабаровский технологический колледж, Тюменский колледж производственных и социальных технологий и Арский педагогический колледж имени Габдуллы Тукая за высокое качество подготовки специалистов, лучшую работу по профессиональной ориентации школьников, а также за нестандартные подходы к обучению.
Маргарита Скворцова поблагодарила руководителей образовательных учреждений и преподавателей за работу и отметила, что ведомство разрабатывает и предлагает инструменты для реализации проектов, но результаты подготовки специалистов – в их руках.
Напомним, согласно паспорту федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование» к 2024 году в стране должны открыться более пяти тысяч современных мастерских. Как следует из доклада начальника Центра сопровождения деятельности современных мастерских ИРПО Анастасии Ивановой, к этому показателю система СПО идёт с опережением. За три года реализации мероприятий проекта в 82 регионах открылись 2274 современные мастерские. На их создание помимо федеральных средств (свыше 11 миллиардов рублей) более 3 миллиардов было привлечено из субъектов РФ, и ещё более миллиарда на развитие инфраструктуры колледжей предоставили компании-работодатели, заинтересованные в молодых профессиональных кадрах
.
«Мы создаем современные мастерские по семи направлениям, более 120 компетенций уже охвачены проектом. На сегодняшний день наиболее массово оснащены колледжи по информационно-коммуникационному направлению — таких мастерских в России 426. Отрадно, что в последние годы регионы отдают предпочтение созданию мастерских сельскохозяйственной направленности, промышленных и инженерных технологий. Мастерская должна работать на подготовку кадров для экономики всего региона. При этом важно учитывать, что ресурс современных мастерских должен быть использован максимально эффективно как непосредственно при обучении студентов, так и для профессиональной ориентации и получения первой профессии школьниками, повышения квалификации взрослого населения», — сказала Анастасия Иванова.
Напомним, Всероссийский конкурс «Мастерская года» направлен на повышение престижа профессионального образования и выявления лучших практик реализации мероприятий по оснащению организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам СПО.
В ходе его реализации решаются вопросы по обеспечению соответствия материально-технической базы колледжей и техникумов современным требованиям.
Организацию и проведение конкурса «Мастерская года» осуществляет Министерство просвещения РФ и Институт развития профессионального образования. В институте формируется банк лучших практик создания и использования современных мастерских для распространения лучшего опыта и стимулирования профессиональных образовательных организаций на развитие и совершенствование материально-технической базы.