Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » »

В Госдуме обсудили стратегические направления развития системы среднего профобразования

В Госдуме обсудили стратегические направления развития системы среднего профобразования

Поделитесь новостью
Федеральные профновости






На заседании Комитета по образованию и науке, состоявшемся под председательством Вячеслава Никонова, депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, ученые, эксперты обсудили ход реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года.

Заместитель министра образования и науки Людмила Огородова напомнила, что стратегия призвана создать единое образовательное пространство для подготовки профессиональных кадров. В соответствии с документом в регионах, в ведении которых уже несколько лет находится среднее профобразование, реализуются свои программы развития, софинансируемые из федерального бюджета.

В результате проведенной оптимизации с 2012 по 2016 год количество организаций, обучающих по программам начального и среднего профобразования, сократилось с 5053 до 3900. В 2016 году в них учились 2,85 млн. человек, что на 120 тысяч меньше чем в 2012 году. При этом, заметила Л.Огородова, в последние годы подготовка специалистов среднего звена увеличивается, в отличие от подготовки рабочих кадров.

Большинство колледжей относится к категории политехникумов. По словам замминистра, на следующем этапе оптимизации предстоит определить дальнейшую судьбу малокомплектных техникумов, распложенных в сельской местности. Иногда они настолько малочисленны, что эффективность финансирования из бюджета требует дополнительного анализа, пояснила Л.Огородова.

За рубежом, сообщила она, 40-50% финансирования подготовки кадров - это «внебюджет», так называемая индустриальная политика. В России внебюджетное финансирование составляет очень небольшую долю. В связи с этим на втором этапе оптимизации сети образовательных организаций следует найти эффективные механизмы государственно-частного партнерства и организовать подготовку кадров на территориях крупных предприятий и госкорпораций.

«Технологии быстро устаревают и обеспечить подготовку современных квалифицированных кадров только государственными средствами невозможно», - констатировала Л.Огородова. Вместе с тем, она признала, что система СПО по-прежнему выполняет социальную функцию, что накладывает серьезные обязательства на тех, от кого зависит принятие решений.

Депутат Лидия Антонова отметила, что Стратегия должна носить межведомственный характер. Только в этом случае удастся решить поставленные задачи и в конечном счете убедить детей и их родителей, что рабочие специальности - это перспективно, это путь в средний класс, а практические знания не менее важны, чем интеллектуальные способности.

Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович, возглавляющий экспертный совет по среднему профобразванию и профобучению при Комитете Госдумы, полагает, что системе не достает внешнего контура управления. Нет пока и конкретных механизмов внедрения профстандартов и перехода к системе квалификаций. Отсутствует межрегиональное финансовое взаимодействие при подготовке кадров. Эксперт не исключил, что проблема может потребовать правового решения.

Поддерживая систему WorldSkills, призванную вывести рабочие профессии в России на качественно новый уровень, А.Лейбович заметил, что ее стандарты предназначены для проведения конкурсов и чемпионатов высших достижений, а не для базовой профподготовки, финансирование которой, по мнению эксперта, должно оставаться в приоритете.

Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений Виктор Дёмин, признавая положительные изменения в системе СПО, вместе с тем констатировал, что профобразование развивается значительно медленнее, чем промышленное производство, техника и технологии. «Стараясь догнать, мы все равно отстаем, а нужно работать на опережение», - сказал он.

Между тем, по словам В.Дёмина, за последние пять лет обновлено только 4% оборудования, 17% сооружений находится в аварийном состоянии, а социальная сфера СПО не выдерживает никакой критики. Да и зарплата в СПО ниже, чем в организациях других уровней образования. «Пора говорить не только о профессиональных, но и о единых социальных стандартах в образовании», - резюмировал он.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Кресс предложил подумать о программе модернизации зданий колледжей и техникумов. В «особенно плачевном состоянии», по его словам, находятся спортивные залы, столовые, мастерские, общежития.

Заместитель председателя Комитета Любовь Духанина обратила внимание депутатов и представителей исполнительной власти на то, что количество платных программ в СПО с каждым годом увеличивается в нарушение российского законодательства, в соответствии с которым этот уровень образования должен оставаться бесплатным.

Первый заместитель председателя Комитета Олег Смолин в развитие «социальной» темы поднял вопрос о повышении стипендии учащихся колледжей. Она, по его словам, должна быть не ниже прожиточного минимума.

С ним согласился и Григорий Балыхин, который в свою очередь удивился, узнав, что только 24% учащихся СПО получают социальную стипендию. «Ведь в колледжи и техникумы, как правило, идут ребята из малообеспеченных семей», - заметил он.

По итогам обсуждения выработаны рекомендации Правительству, профильному министерству и регионам.

По информации http://www.duma.gov.ru
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar