В Московской торгово-промышленной палате прошло расширенное заседание Комитета по вопросам образования МТПП на тему «Повышение качества среднего профессионального образования, практико-ориентированного (дуального) обучения».
Как заявил во вступительном слове вице-президент Палаты Сурен Варданян, МТПП уделяет серьезное внимание вопросам профобразования, в том числе взаимодействуя с московскими колледжами и продвигая с ними совместные проекты. Между тем, существует серьезный разрыв между требованиями бизнеса к знаниям выпускников и их реальными компетенциями. Кроме того, Варданян отметил, что методология прогнозирования потребностей рынка труда имеет серьезные недостатки, из-за чего значительная часть специальностей, востребованных бизнесом, не числится в перспективных.
Заместитель начальника Управления реализации государственной политики в сфере образования Департамента образования города Москвы Александр Биржаков заявил в своем докладе: «Дуальное образование предполагает двойственность. До сегодняшнего дня мы шли параллельно: бизнес был сам по себе, а колледжи, получая бюджетное финансирование, жили неплохо, понимая, что промышленности все равно потребуются те кадры, которые они готовят». Бюджетная система профобразования готовит около 70 тысяч специалистов по 120 профессиям и специальностям. Кроме того, в Москве создано 26 центров повышения квалификации, в которых на краткосрочной основе можно получить специальность, востребованную в бизнесе. Что касается прогноза потребностей в кадрах, то докладчик констатировал, что Москва настолько динамично изменяющийся город, что ни одна математическая модель не в состоянии дать качественный результат. Поэтому необходимо развивать взаимодействие бизнеса, образовательных учреждений и органов власти столицы для осознания реальных потребностей рынка труда Москвы.
На заседании выступили представители колледжей московского региона и рассказали о своих достижениях и проблемах. Так директор «Московского государственного образовательного комплекса» Игорь Артемьев сообщил о создании учебно-производственных участков и базовых кафедр (в том числе кафедры «Технополис. Кадровый резерв» на базе Технополиса «Москва»). Помимо этого, он анонсировал разрабатываемый совместно с МТПП проект под условным названием «Персонал под ключ», который должен стартовать уже в сентябре текущего года.
Заместитель директора «Щелковского колледжа» Георгий Мезенцев рассказал, что в результате сотрудничества с Российско-Германской внешнеторговой палатой реализована программа дуального обучения, в основу которого положена немецкая модель, предполагающая, что половину времени обучения учащиеся проводят в колледже, а вторую половину - на предприятии.
Заместитель директора «Колледжа связи №54» Ирина Бозрова рассказала об опыте работы с Московским нефтеперерабатывающим заводом и компанией «Самсунг». Для МНПЗ колледж осуществляет целевую подготовку специалистов, которые все лабораторные и практические занятия проходят на производстве, получают стипендию от будущего работодателя и экзамены сдают экзамены представителям завода. «Самсунг» же открыл и оборудовал технический образовательный центр, причем его оснащение постоянно меняется в соответствии с изменяющимся ассортиментом производителя. В этом центре могут пройти переподготовку а не только учащиеся колледжа, а все желающие.
Помимо этого, выступающие рассказали об участии их образовательных учреждений в реализации программы WorldSkills и в проведении демонстрационных экзаменов по профессиям, входящим в ТОП-50 самых востребованных рабочих профессий.
Между тем, на пути реализации дуального образования существуют сложности, с которыми приходится сталкиваться практически всем колледжам. Это и нежелание допускать на производство несовершеннолетних, сложности с оформлением допуска, организация горячего питания для студентов на производстве.
По итогам заседания все предложения будут направлены в МТПП, проанализированы и направлены в заинтересованные департаменты Правительства Москвы.
По информации
https://mostpp.ru