Предугадать, какие специальности в будущем получат популярность, очень сложно. Однако компетенции, которые станут широко востребованы, анализировать можно уже сейчас. Об этом говорили эксперты за круглым столом «Профессии прошлого vs. профессии будущего: как помочь не ошибиться с выбором», который прошёл 09 сентября на Московском Международном Форуме «Город образования».
Профориентация, потребности и возможности выбора профессии, а также инструменты реализации этих задач – очень актуальные темы, их слышат, ими занимаются. Важно, чтобы педагогическое сообщество, родители, школьники не только формально относились к данной проблематике, но и понимали, как своевременные и грамотные решения могут войти в жизнь и поменять её. На встрече обсудили вопросы общего принятия решений в выборе профессии, личностные аспекты, вопросы, связанные с компетенциями, с построением индивидуальных траекторий, обозначили профессии, которые отмирают, а какие появляются.
В круглом столе приняли участие: Виталий Алтухов, директор по разработке и исследованиям компании «Профилум», Дмитрий Верник, руководитель центра технологического образования АО «Издательство «Просвещение»», Татьяна Крупа, президент компании «ГлобалЛаб», Наталья Чионова, заместитель руководителя проекта «Профессии будущей Москвы», Агентство инноваций Москвы. Модератором мероприятия выступила Ольга Дымарская, руководитель проекта «Профессии будущей Москвы».
Татьяна Крупа среди навыков и умений XXI века выделила следующие: языковая грамотность, математическая грамотность, научная грамотность, ИКТ-компетенция, финансовая грамотность, культурная и гражданская компетенция, критическое мышление и умение решать проблемы, креативность, умение взаимодействовать с другими людьми, умение работать в сотрудничестве, любознательность, инициативность, настойчивость, умение здороваться, способность к лидерству, социокультурная осведомлённость. Освоение этих навыков, по мнению эксперта, поможет стать успешным в любой выбранной профессии.
Наталья Чионова отметила, что по данным исследований проекта «Профессии будущей Москвы» 50% школьников не имеют представления о сущности выбранной профессии, а 67% - не соотносят выбор профессии со своими реальными возможностями. Кроме того, согласно прогнозам, к 2035 году доля автоматизированных процессов в производстве достигнет 95%, а 50-70% нынешних рабочих мест перестанут существовать.
Виталий Алтухов в своем выступлении подтвердил факт закрытия ряда рабочих мест, но добавил – это не означает, что люди останутся без работы, просто появятся новые более востребованные специальности.
Дмитрий Верник заявил, что выбор профессии – одно из самых важных и, в то же время, сложных решений в жизни школьника. Никто не знает наверняка, какие профессии следует преподавать, но мы знаем, как их надо выбирать. Говоря о профориентации, эксперт выделил четыре важных вопроса: «Кто я?», «Кем стать?», «Куда пойти учиться?», «Как выбрать?», которые актуальны не только во время обучения, но и в первые годы становления человека как специалиста.
Человеку необходимо проанализировать самого себя и определить свои собственные желания, для этого есть различные кейсы, тесты, задания. Далее он должен понять, что ему, действительно, по силам и соответствует ли это требованиям профессии. Всё это должно проходить в зоне комфорта человека, он не должен находиться в конфликте с самим собой.
Пособия «Моя будущая профессия» издательства «Просвещение» разделены на несколько блоков и помогают школьникам выбрать: дальнейший уровень образования (СПО/ВПО), профиль образования, предметы для сдачи ОГЭ/ЕГЭ, наиболее подходящую и интересную профессию.
Эксперты факультета психологии МГУ предлагают 5 подходов к профориентации, которые актуальны для всех возрастов и учтены в данных пособиях: информационный, диагностико-консультационный, активирующий, развивающий, практико-ориентированный (о них мы уже писали ранее http://www.prosv.ru/news/show/2780.html).
Особенности серии «Моя будущая профессия» в том, что упор даётся не на тесты, а на кейсы и задания с максимальным объемом практики, их результаты можно прислать авторам, которые дадут обратную связь.
Пособия состоят из трёх очень простых шагов: целеполагание – оценка учащимися текущих и будущих предметных достижений; самоопределение – «узнаю» (информация о соотношении школьных предметов и профессий), «проверяю» (тесты с задачами для определения способностей по предметным областям), «применяю» (система упражнений по использованию знаний на практике); подведение итогов – выбор профиля обучения в старших классах.
«Третий шаг очень важен. К сожалению, часто итоги подводятся уже в университете, и они оказываются неутешительными – «я выбрал какой-то не тот путь». У многих это вызывает чувство прокрастинации и расстройства, но ничего плохого в этом нет, всегда можно изменить свою траекторию профессиональной и образовательной деятельности», - утверждает Дмитрий Верник.
Пособия «Моя будущая профессия» разработаны сотрудниками Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», имеющими многолетний опыт психологического и профориентационного тестирования школьников и абитуриентов. Они содержат информацию об основных профилях образования, специально разработанные тесты, которые помогут учащимся определиться со своими склонностями и способностями, а также конкретные рекомендации по построению образовательного маршрута на основе полученных результатов. На сайте серии mycareer.prosv.ru всегда можно проконсультироваться по вопросам профориентации, ни одно обращение не останется без ответа.
Издательство «Просвещение»