Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » »

Азербайджан делает первые шаги в развитии системы профобразования

Азербайджан делает первые шаги в развитии системы профобразования

Поделитесь новостью
Федеральные новости






В целях повышения эффективности профессиональной подготовки в области начального специального профобразования и обеспечения конкурентоспособности профессиональных кадров Указом Президента Азербайджанской Республики от 20 апреля 2016 года при Министерстве образования Азербайджана было создано Государственное агентство по профессиональному образованию.

Сразу после утверждения данной структуры был дан старт масштабным мероприятиям, направленным на усовершенствование системы начального профессионального образования.

С 2016/2017 учебного года в рамках Проекта ASAN Peşə с целью обеспечения прозрачности, устранения субъективных факторов в процессе приема и для удобства граждан впервые был организован прием в учебные заведения начального профессионального образования посредством ASAN xidmət.

Для более полного обеспечения потребностей рынка труда соответствующим приказом министра образования к «Классификации специальностей начального профессионально-специального образования» было добавлено 15 новых специальностей.

В целях изучения международного опыта сотрудники министерства для прохождения практики посетили города Инчхон (Южная Корея), Минск (Беларусь), Магдебург (Германия) и Ставангер (Королевство Норвегия) и ознакомились с реформами, проводимыми в современной системе профессионального образования и подготовки.

«Однако все новшества, внедряемые в данной сфере, требуют принятия законопроекта по профессиональному образованию, которого ранее в Азербайджане не существовало», - сказал депутат Милли Меджлиса, заместитель руководителя парламентского Комитета по науке и образованию Бахтияр Алиев, комментируя разработку законопроекта о профобразовании.

«Законопроект о профобразовании разрабатывается в нашей стране впервые. До сих пор в Азербайджане деятельность профессиональных учебных заведений регулировалась на основе утвержденного образцового устава и других нормативно-правовых актов», - отметил он.

Подготовка специалистов на основе социального заказа

Как заявил Б.Алиев, с расширением сфер услуг растет спрос на молодых специалистов и, соответственно, необходимость на их подготовку в сжатые сроки.

«Но, к сожалению, на основе устаревшей методологии и при отсутствии законодательной базы сделать это просто нереально. С одной стороны, должна быть создана законодательная база, с другой - для успешной организации профобразования необходима хорошая материально-техническая база, а также наличие качественных образовательных программ, способных подготовить для биржи труда конкурентоспособные кадры», - добавил депутат.

Б.Алиев подчеркнул, что подготовка специалистов в области профобразования будет осуществляться на основе социального заказа: «Будут определены более востребованные специальности, которые будут представлены на рассмотрение правительства, и уже в соответствии с предложениями будет смоделирован весь последующий процесс обучения».

Социальный заказ – от предприятий

По словам депутата, в связи с тем, что свыше 80% экономики Азербайджана занимает доля частного сектора, большинство заказов будет поступать именно от них.

Также Б.Алиев отметил, что некоторые пункты, предусмотренные в законодательстве, сделают профобразование более доступным.

«Любой желающий сможет обратиться, чтобы освоить ту или иную профессию, без каких-либо ограничений. Не всегда только молодым людям бывает необходимо освоить ту или иную профессию. Есть случаи, когда у людей, уже имеющих определенную профессию, возникает необходимость ее сменить. Мы живем в быстро развивающемся мире, когда прогресс технологий приводит к устареванию ряда профессий. Что в таком случае делать представителям этих самых профессий? Они должны осваивать новые профессии на основе уже имеющихся у них знаний и способностей и при этом в кратчайшие сроки», - сказал он.

Еще одним плюсом станет то, что выпускникам профессиональных учебных заведений не придется искать работу.

«Между профшколами и принимающими на работу учреждениями будет заключаться договоренность о подготовке конкурентоспособных специалистов. Согласно этой договоренности ответственность за обеспечение подготовленного кадра работой будет напрямую ложиться на плечи предприятия-заказчика», - добавил депутат.

По словам Б.Алиева, с момента, когда учащийся приступит к обучению, он автоматически будет считаться сотрудником предприятия-заказчика.

«Такая практика применяется в Германии. Допустим, предприятия заключают договор с образовательными учреждениями, и часть занятий проводится в учебных заведениях, а часть - на предприятии заказчика. Таким образом, потенциальные кадры будут спокойны, что по окончании учебы они будут обеспечены работой по своей специальности. Мы верим, что это послужит хорошим импульсом для развития экономики страны», - сказал он.

Предприятиям - привилегии

По словам депутата, предприятиям должны быть предоставлены определенные привилегии: «Например, определенные уступки в выплате налогов. Или же в профучилищах, возможно, будут созданы свои производственные сферы, к которым будут применяться определенные скидки. Это, в свою очередь, послужит стимулированию деятельности предприятий».

Предпочтение будет отдаваться кадрам, способным принимать независимые решения.

Во время Всемирного экономического форума, состоявшегося в этом году в Давосе, прозвучали мнения, подтверждающие превращение профобразования в оплот развития. Был определен ряд профессий, нехватка которых уже в ближайшем будущем существенно скажется на всемирной бирже труда. Посчитали также важным развитие определенных качеств у людей данных профессий.

На форуме определили способности по десяти направлениям. В ближайшем будущем будет ощущаться острая необходимость в кадрах, обладающих творческим потенциалом, критическим мышлением и способностью комплексного подхода к вопросам.

Есть такие, которые оценивают результат события, а есть и такие, которые ищут причину его возникновения. В дальнейшем предпочтение будет отдаваться кадрам, способным в корне решать проблемы, устранять причины их возникновения, принимать независимые решения и обладающим лидерскими качествами.

Поэтому, по словам Б.Алиева, рабочая группа не просто изучила зарубежный опыт, а также по инициативе руководителя Комитета по науке и образованию, депутата Исы Габиббейли организовала ряд встреч с зарубежными экспертами, приглашенными в Азербайджан Государственным агентством по профобразованию.

«На этих встречах стороны обсудили наиболее важные для себя вопросы и обменялись опытом. Эти встречи сыграли важную роль в конкретизации в законе некоторых пунктов, связанных с принятием международного опыта», - сказал он.

Источник: http://www.1news.az
Присоединяйтесь к телеграм-каналу Профобразование с возможностью высказать ваше собственное мнение



Спонсорский материал магазина "СТО1ФИШКА"- качественные товары на Wildberries



Мы будем рады, если подпишитесь на наш Дзен-канал Профобразование.
Нам есть что обсудить и о чем поговорить!


или оставить свой комментарий
m">
avatar