Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » »

В. Путин. Система профессионального образования должна быть гибкой, предусматривать разные формы и сроки подготовки

В. Путин. Система профессионального образования должна быть гибкой, предусматривать разные формы и сроки подготовки

Поделитесь новостью
Федеральные новости






Президент России Владимир Путин прибыл в Екатеринбург, где он провел совещание по развитию системы среднего специального образования.

Из стенограммы выступления


Мы с вами собрались в одном из промышленных центров России – на Урале, в Екатеринбурге. Как раз для этого региона, так же, как и для всей экономики, очень важна тема, которую мы намерены сегодня с вами обсудить – это развитие системы среднего профессионального образования.

Считаю, что этот вопрос, как и обновление всей системы образования, внедрение передовых подходов к подготовке рабочих, инженеров, является одним из ключевых, базовых для технологического, экономического прорыва страны, повышения качества жизни и реальных доходов граждан.

Как показывает исторический опыт, выход на передовые новые рубежи, достижение амбициозных, больших целей всегда обеспечивались серьёзными изменениями в профессиональном обучении. Так было и при проведении петровских реформ, я сейчас только в Нижнем Тагиле вспоминал об этом, и в период бурного промышленного роста в России в конце XIX века. И уже в советское время в ходе индустриализации, других масштабных проектов развития.

Особо отмечу результаты, достигнутые за последние годы и в экономике, и в отечественной гражданской промышленности, и в ОПК – они так же основаны на сильном кадровом потенциале. Мы последовательно занимались его укреплением, вкладывали серьёзные ресурсы. Так, за последние 17 лет бюджетные вложения в совершенствование системы среднего профобразования увеличились в реальном выражении почти в два раза, в номинальном – вообще в девять раз.

Вместе с предприятиями сделан значительный шаг вперёд в развитии дуального образования, в котором тесно интегрированы и обучение, и практика. Бизнес всё чаще берёт под своё начало колледжи и техникумы, активно участвует в проведении чемпионатов по рабочим профессиям по стандартам WorldSkills.

Наша страна присоединилась к этому движению в 2012 году, а в прошлом году российские молодые профессионалы одержали командную победу уже на чемпионате мира по рабочим профессиям, добившись успехов, в том числе по IT-специальностям. В сборной России – 58 специалистов мирового уровня, а нам с вами, отечественной экономике, нужны сотни тысяч мастеров своего дела.

Важно, используя накопленный опыт и методики, сделать так, чтобы вся наша система подготовки кадров соответствовала, а лучше и сама задавала высокие мировые стандарты, учитывала те глобальные технологические перемены, которые происходят в мире.

Появляются новые технологии и профессии; уже изменилось, и будет меняться дальше само содержание труда рабочего. Сегодня он, по сути, инженер, человек с инженерными знаниями, как минимум, с инженерной квалификацией, способный управлять сложными техническими устройствами, обладающий современными знаниями и компетенциями, в том числе в таких сложнейших отраслях, как цифровая экономика.

Система профессионального образования должна быть гибкой, предусматривать разные формы и сроки подготовки. Речь идёт не только об обучении ребят, которые закончили школу, но и о переподготовке уже состоявшихся специалистов, потому что каждому человеку сегодня нужно учиться постоянно, в течение всей жизни.

Уважаемые коллеги! Какие вопросы считаю наиболее важными, на что хотел бы обратить особое внимание.

Первое. При модернизации системы профессионального образования нужно обязательно учитывать стратегию регионального развития, инвестиционные проекты, которые планируются к реализации в регионах и в целом в стране.

Конечно, нужно прогнозировать кадровые потребности организаций социальной сферы, ведущих отраслей и предприятий. Именно они должны определять требования к учреждениям профобразования, к содержанию и результатам их работы. Такое взаимодействие позволит укрепить кадровый потенциал субъектов Федерации, создать надёжные гарантии для трудоустройства выпускников.

В ряде регионов уже используются эффективные управленческие механизмы решения этих задач. Хотел бы сегодня поговорить с вами и об этом, как можно распространить эти лучшие практики в масштабе всей страны.

Второе. Обучение должно вестись на самой передовой учебной и производственной базе. Считаю, что здесь по аналогии с научной сферой нужно создать своеобразные центры коллективного пользования, где лучшее оборудование, собранное на одной площадке, предоставляется всем, кто заинтересован в высоком результате своей работы.

Поэтому в короткие сроки необходимо сформировать по всей стране центры опережающей профессиональной подготовки. На их базе будет проходить обучение студентов и переподготовка преподавателей. Уже работающие граждане смогут повышать здесь свою квалификацию, приобретать дополнительные навыки или получать новую специальность, а школьники в рамках профориентации – выбирать для себя профессии.

Третье. Важнейший вопрос – объективная, независимая, прозрачная оценка компетенций. Здесь главное, чтобы выпускники колледжей и техникумов показывали свои навыки и умения на практике. В целом ряде регионов есть опыт проведения демонстрационного экзамена. Давайте поговорим и на эту тему. Знаю, что здесь коллеги могли бы рассказать о том, как идет и эта работа.

И наконец, ещё один момент, о котором хотел бы сказать отдельно. Надо навсегда отказаться от стереотипа: «школу закончил, получил профессию и все». У нас в современном мире, в современной экономике этого уже совершенно недостаточно. Все мы прекрасно это понимаем. Здесь что нужно делать?

Нужно, чтобы колледжи и техникумы обеспечивали не только современную профессиональную подготовку, но и давали сильное, разностороннее образование, в том числе по естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам, программированию, иностранному языку.

И конечно, так называемые «гибкие навыки» – умение работать в команде, решать творческие, нестандартные задачи. И настраивать надо молодых людей, да и вообще людей любого возраста, на постоянное совершенствование, постоянную учебу, движение вперед в профессиональном смысле этого слова.

По информации: http://www.kremlin.ru

В программе совещания выступили председатель совета директоров ЧТПЗ Андрей Комаров, который представил президенту проект образовательного центра на базе Первоуральского новотрубного завода, а также директор Уральского колледжа строительства, архитектуры и предпринимательства Ольга Бурганова, которая рассказала об опыте внедрения демонстрационного экзамена и других стандартов «Ворлдскиллс».

Роберт Уразов с выступил с предложением о переподготовке мастеров ПО. Роберт Наилевич отметил, что через Академию Ворлдскиллс прошло 6000 мастеров и при первом наборе 90% мастеров ни разу не повышали свою квалификацию и 70% процентов не имели электронной почты. Только 730 мастеров из 28 тысяч соответствую движению Ворлдскиллс. Сейчас нам нужны практики мотивированные на повышения своего мастерства и высокий результат.
В заключении Роберт Уразов подвел итог своего выступления: Необходимо зафиксировать цель и статус стандартов Ворлдскиллс; Создать карьерный рост мастеров ПО в образовательных учреждениях СПО; Создание в регионах центров опережающей подготовки.

Директор Волгоградского медицинского колледжа Генералова Галина Евгеньевна рассказала о реализации программы "Земский доктор" в Волгоградской области.
Присоединяйтесь к телеграм-каналу Профобразование



Подписывайтесь на наш Дзен-канал Профобразование