Общероссийский народный фронт направил в правительство предложения в национальный проект «Образование», который разрабатывается в рамках «суперуказа» президента РФ, лидера Народного фронта Владимира Путина. Одна из инициатив касается введения профессионального экзамена, который позволит определить, насколько будущий учитель готов к педагогической деятельности.
По мнению модератора площадки ОНФ «Образование», проректора Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Андрея Милехина, профессиональный экзамен позволит начинающему педагогу выстроить планы своего профессионального развития.
В новом «майском указе» глава государства поручил обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. Кроме того, Владимир Путин дал указание внедрить национальную систему профессионального роста педагогических работников, которая должна охватить не менее 50% учителей общеобразовательных организаций.
«Исследование МГППУ, в котором проанализированы практики аттестационных механизмов во всех 85 субъектах страны, показало, что практически в каждом регионе действует своя система аттестации. Например, в одном регионе учитывается динамика образовательных результатов обучающихся, в другом – упор сделан на количество представленных педагогом материалов и сертификатов. В результате по итогам прохождения такой аттестации в одном субъекте можно набрать 10 баллов, а в другом – 600. Такая ситуация фактически создает риски для формирования единого образовательного пространства в Российской Федерации, для единого понимания образцов лучшей профессиональной практики учителей», – отметил Милехин.
По его словам, ключевым элементом действующей модели аттестации выступает оценка образовательных результатов учащихся, что является одним из главных итогов деятельности педагога. Однако такая оценка не всегда определяет вклад именно аттестуемого учителя в эти результаты, а главное – не определяет уровень владения профессиональными компетенциями педагога, перспективы дальнейшего развития и роста.
В связи с этим эксперты пришли к выводу, что необходимо разработать новую систему аттестации, в которой будет соблюдаться единый подход к оценке профессиональных компетенций учителя.
И первой ступенью такой аттестации должен стать профессиональный экзамен, так называемый «вход в профессию», соответствующий требованиям профессионального стандарта педагога и федеральным государственным образовательным стандартам общего образования. Он станет хорошей проверкой сформированности у выпускника компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, оценки его способности и готовности к будущей педагогической деятельности. То есть профессиональный экзамен даст понимание, насколько грамотно аттестуемый способен передать учащимся знания, объяснить им учебный материал, а главное – определит направления дальнейшего повышения квалификации.
Прохождение этого этапа аттестации помимо выпускников педвузов или педагогических факультетов университетов (независимо от госэкзамена и защиты выпускной квалификационной работы) предполагается также для тех, кто не имеет педагогического образования или не работал учителем, а также для педагогов с большим перерывом в стаже. Как отметил модератор площадки ОНФ «Образование», ряд регионов, например Республика Татарстан, уже не первый год проводят профессиональный экзамен на добровольной основе. И те выпускники, которые его успешно сдали, получают от местных властей регулярную материальную поддержку.
«Такая аттестация поможет определить недочеты, над которыми нужно работать. Эта информация очень полезна для директоров школ и наставников молодых учителей, а также для самих начинающих педагогов. Профессиональный экзамен будет не только способствовать здоровой конкуренции между учителями, но и позволит начинающему педагогу выстроить индивидуальный маршрут своего профессионального развития», – подчеркнул Милехин.
По информации пресс-службы
ОНФ