Представители Народного фронта в ходе круглого стола на площадке ОНФ договорились с представителями профсоюзов и профильных ведомств продолжить совместную работу по совершенствованию модели аттестации учителей, учитывая при этом требования к той среде, в которой они работают. На встрече они обсудили перспективы Национальной системы профессионального роста педагогических работников.
Участники мероприятия рассказали о том, что только 8% учителей считают итоги существующей процедуры аттестации влияющими на карьерный рост, а 15% – на повышение знаний учителей и профессиональное развитие. Для трех из десяти педагогов аттестация — это формальная процедура, которая ничего не показывает.
По данным исследований, только в шести странах отсутствует система национального или регионального регулирования оценки деятельности учителей (французская Бельгия, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Испания). Но и в этих странах оценка учителей регулярно проводится на уровне образовательных организаций.
«В большинстве стран, имеющих ту или иную форму оценивания учителей, примерно в половине случаев оно связано с регулированием входа в самостоятельную профессиональную деятельность, – отметила член Центрального штаба ОНФ, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. – Оценивание на последующих этапах профессиональной деятельности представлено значительно реже, осуществляется менее системно и направлено прежде всего на повышение квалификации учителей на основе выявленных в ходе анализа их работы проблем профессиональной деятельности. Значительно реже представлены программы выявления лучших учителей и их вовлечения в развитие системы образования (Австралия, Корея, США, Канада). Российская система учительского роста по своему замыслу предполагает в той или иной степени все три этапа».
Об апробации новой модели аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) рассказал модератор тематической площадки ОНФ «Образование», проректор Московского государственного психолого-педагогического университета по внеучебной и социальной работе Андрей Милехин.
«В апробации, которая проходила с мая по июнь этого года, приняли участие 19 регионов – 615 учителей, педагогические коллективы, проектные группы, созданные на базе аттестационных комиссий, педагогические ассоциации и студенты, – пояснил Милехин. – При аттестации учитывались психолого-педагогические и коммуникативные компетенции, образовательные результаты обучающихся, мнения выпускников общеобразовательных организаций. С помощью специального портала было собрано 12 тысяч контент-единиц и направлено в экспертную комиссию. По результатам ее работы будет продолжена дальнейшая доработка новой модели аттестации. Но уже сейчас можно сказать, что больше половины педагогов считают ее применимой в системе образования региона, и более 60 процентов – в российской системе образования».
На сегодняшний день каждый регион использует собственный аттестационный механизм. Например, московская модель аттестации основана на динамике результатов школьников. Как отметил директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин, аттестация проводится в электронном виде и требует от учителя минимум усилий, не отвлекая его от основной работы с детьми и не требуя составления отчетов и сбора документов. В ходе аттестации учитываются результаты государственной итоговой аттестации, участие в олимпиадах, спортивные достижения учащихся, проектная деятельность учащихся с использованием социокультурной среды города, участие педагогов и школьников в значимых городских образовательных проектах. Ежегодно эту процедуру проходит 25 тыс. учителей.
В Ленинградской области в апробации модели аттестации педагогов приняли участие 36 учителей из шести школ. Как рассказала заместитель председателя комитета по образованию Ленинградской области Татьяна Рыборецкая, в регионе была создана проектная группа на базе региональной аттестационной комиссии, в которую вошли представители профсоюза, члены общественно-профессиональных объединений, члены организации «Учитель XXI века». Участники оценивали предложенный вариант модели аттестации и высказывали свои предложения: предусмотреть автоматический учет результатов аттестации в личном кабинете руководителя, доработать методики перевода достижений учителя в баллы, учитывать мнение обучающихся и их родителей.
Интересен опыт Пензенской области, где педагогов учат моделировать процессы внедрения Национальной системы учительского роста в формате деловой игры.
«Участники игры разбирают предлагаемую новую модель аттестации учителей, систему повышения их квалификации на основе учета выявленных недостатков. В рамках этой игры участники выявляют риски внедрения в практику данных моделей, проектируются действия по преодолению этих рисков, чтобы внедряемые нововведения были приняты педагогами как действительно нужные им в их работе», – рассказал член регионального отделения ОНФ в Пензенской области, профессор ПГУ Геннадий Белорыбкин.
Он отметил, что учителя готовы к введению новой системы учительского роста, но для этого им необходима информационная поддержка.
Многие учителя сегодня не имеют представления о системе учительского роста. Это подтверждают результаты опроса, проведенного Общероссийским профсоюзом образования при участии 14 тыс. учителей.
«Многие отмечают, что они не знают, о чем идет речь, и что ничего не изменилось с момента формирования системы, при этом она реализуется уже три года», – подчеркнул эксперт отдела по вопросам общего образования аппарата Общероссийского профсоюза образования Сергей Шадрин.
У экспертов возникли и замечания к ходу реализации Национальной системы учительского роста. Председатель координационного совета Ассоциации учителей литературы и русского языка Людмила Дудова отметила нецелесообразность исключения предметных компетенций на этапе роста учителя от преподавателя до методиста и наставника. Координатор Ассоциации развития технологий оценки работников образовательных учреждений, член экспертного совета по общему и дополнительному образованию детей комитета по образованию и науке Госдумы РФ Станислав Климин обозначил риски введения новой модели аттестации педагогов: невозможность обучать педагогов по индивидуальным учебным планам, необходимость наставнику получать оценки от своих же выпускников, повышение непрофильной нагрузки на учителя.
Оргсекретарь Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Ольга Мирясова отметила, что предлагаемая модель аттестации вызывает значительное сопротивление со стороны педагогов, которые видят в ней только дополнительную нагрузку. Учителя задаются вопросами, когда они должны заниматься повышением квалификации и каким образом оно будет организовано.
«Для того чтобы аттестация не вызывала сопротивление, она должна носить государственно-общественный характер. Оценивать должно профессиональное сообщество, владеющее передовыми педагогическими практиками», – убежден президент Ассоциации «Педагог XXI века», директор москвоской школы №109 Евгений Ямбург.
«Важно, чтобы учитель не воспринимал Национальную систему учительского роста как дополнительную нагрузку в ущерб обучению детей. И главное, вводить НСУР можно только после полной переоценки финансовых механизмов системы общего образования. Иначе есть риск, что все нововведения могут быть восприняты и реализованы школой как формальная и бюрократическая процедура. Национальная система учительского роста должна мотивировать учителя на профессиональное развитие. В конечном итоге она будет способствовать вхождению российской школы в десятку лучших в мире», – заключила Духанина.
По информации:
https://onf.ru