На экспертной сессии в Московском политехническом университете подвели итоги федерального проекта по апробации демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации (ГИА).
В 2018 году выпускники российских колледжей и училищ впервые сдавали демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс в составе ГИА. В отличие от традиционной итоговой аттестации, новый порядок сдачи экзаменов подразумевает активное использование технологий и практик Ворлдскилс: введение новых типов прикладных заданий, привлечение в состав экзаменационных комиссий сертифицированных экспертов, современное материально-техническое обеспечение, видеотрансляцию и занесение результатов в специальную базу данных.
Результаты эксперимента и перспективы такого подхода на экспертной сессии обсудили спикеры из Министерства просвещения РФ, Московского Политеха, Высшей школы экономики, Союза Ворлдскиллс, Национального агентства развития квалификаций и представители колледжей-участников.
Официально, в рамках ГИА, демонстрационный экзамен этом году провели в 44-х образовательных учреждениях среднего профессионального образования (СПО) по всей России. И еще несколько сотен колледжей участвовали в пилотном эксперименте по апробации новой технологии оценки выпускников.
«Масштаб применения экзамена по стандартам Ворлдскиллс напрямую зависит от инвестиционного климата регионов, — отметил директор Центра исследования СПО Института образования Высшей школы экономики Федор Дудырев. — Мы сравнили результаты экзамена с Рейтингом инвестиционной привлекательности регионов за 2017 год. Там, где больше ресурсов и максимальная инвестиционная привлекательность, мы увидели основные успехи и в профессиональном экзамене: больше человек сдает, оценки выше. Поэтому масштабирование демэкзамена должно опираться на надежные финансовые механизмы, без этого наша ракета не взлетит».
Самыми активными участниками эксперимента стали Москва, Московская, Свердловская, Новосибирская области и Хабаровский край. Однако больше всего регионов эксперты относят к категории «на низком старте» (Владимирская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Курганская, Рязанская области и др., всего 21 субъект). Из-за недостатка инфраструктурных ресурсов и стабильно низких показателей инвестиционной активности они только начинают свой путь к успеху и отправляют на демонстрационный экзамен небольшое количество студентов.
«С точки зрения применения передовых технологий оценки прикладной подготовки выпускников колледжи сегодня на два-три шага впереди университетов, — считает начальник Центра развития профессионального образования Московского Политеха Алексей Овчинников. — Важно, что такая система оценки заставляет перестраивать весь процесс обучения. Вспомните, как изменилась учеба в 10-11 классе с появлением ЕГЭ. Тут то же самое. Поэтому демонстрационный экзамен — самая горячая тема в среднем профессиональном образовании, появляется много вопросов».
Директор департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Министерства просвещения Инна Черноскутова рассказала, как экзамен адаптировали к российским реалиям: «Мы не стали принимать мировые стандарты Ворлдскиллс методом copypast, а только взяли их за основу. Над содержанием экзамена работала большая команда экспертов, и в некоторых компетенциях он заметно отличается от того, с чем сталкиваются студенты на международных соревнованиях Ворлдскиллс. Мне также кажется важным, что благодаря такому формату мы увидели новый пласт проблем в среднем профессиональном образовании. Блок работ, связанных с демонстрационным экзаменом, крайне важен и является одним из основных элементов приоритетного проекта “Молодые профессионалы”».
«Итоги пилотной апробации демэкзамена в рамках ГИА весьма поучительны, стали очевидны “болевые точки”, на которые стоит обратить внимание. Это касается как тестовых заданий, так и самой процедуры, – полагает Даниил Уфимцев, руководитель Управления регионального стандарта и внедрения демонстрационного экзамена Союза Ворлдскилс. — Мы продолжим работу по совершенствованию нормативного обеспечения демэкзамена по линии Ворлдскилс».
На экспертной сессии Центр развития профессионального образования Московского Политеха, который осуществлял методическое и организационное сопровождение демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО в 2018 году, представил экспертам итоговый отчет. Документ подготовлен в соответствии с государственным заданием Министерства образования и науки Российской Федерации.
Информация предоставлена
Московским политехническим университетом