Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » »

Работодатели и образовательная система: сложный и важный диалог

Работодатели и образовательная система:  сложный и важный диалог

Поделитесь новостью
Новости образования






7 декабря в рамках IV Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России» состоялась конференция на тему «Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для современного бизнеса».

Конференция началась с выступления Алексея Левченко, заместителя директора Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Министерства просвещения России. Он рассказал о растущей популярности программ СПО – в этом году прием увеличился на 7%. Более 72% поступивших – выпускники 9-х классов, выбравшие эти программы осознанно.

До 2024 года система СПО будет развиваться по трем основным направлениям, рассказал Алексей Левченко. Это актуализация содержания с учетом профессиональных стандартов, обновление материально-технической базы, повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. Также стоит задача развития проектного управления в системе СПО, и здесь необходимо использовать опыт бизнеса.

Спикер подчеркнул, что система СПО должна развиваться в тесном взаимодействии с работодателями. Сегодня связи между бизнесом и образованием налажены, но необходимы новые форматы взаимодействия - пока еще далеко не все работодатели могут четко сформулировать, что именно им нужно от выпускников в практической деятельности.

Один из представителей бизнеса, выступивших на конференции - Александр Чупрак, ответственный секретарь СПК в области сварки - привел пример, как работодатели в этой отрасли обновляют требования к работникам. В текущем году по инициативе СПК приказом Минтруда России из ЕТКС были исключены 55 параграфов, относящихся к работе сварщиков (данные параметры были слишком краткими и содержали, в основном, требования к знаниям работника), и это изменение крайне важно для отрасли, поскольку теперь квалификационные требования к сварщикам устанавливаются только соответствующими профессиональными стандартами. Аналогичные изменения в ближайшее время предстоят и в других отраслях. Привел Александр Чупрак и статистические данные, показывающие важность и актуальность заявленной проблематики: как показал опрос ВЦИОМ, в настоящее время 73% работодателей не удовлетворены качеством практической подготовки выпускников системы СПО.

О ходе работ над перечнем профессий и специальностей СПО рассказала заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Алла Факторович. По ее мнению, в ходе работы над этим документом удалось учесть мнения работодателей. «Создание очередного перечня стало импульсом для организации диалога между образовательными организациями и работодателями, - отметила Алла Факторович. - Раньше этот документ разрабатывался преимущественно как ведомственный. В этом году удалось сформировать отраслевые проектные группы, в которые вошли представители СПК или уполномоченные ими работодатели. Особенно эффективным было взаимодействие в группах, представляющих такие отрасли, как машиностроение, связь и телекоммуникации, сельское хозяйство».

Однако, по мнению заместителя генерального директора Агентства, пока не удалось обеспечить связь перечня с реестром квалификаций. В перспективе формирование и актуализация перечня должны быть синхронизированы с разработкой и обновлением квалификаций. Необходимо переходить к цифровому формату перечня – это расширит возможности его использования, обеспечит связь с различными классификаторами сферы труда.

По инициативе Агентства в 2017 году было проведено исследование трудоустройства выпускников СПО – об этом рассказала Ирина Селиверстова, заместитель директора Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования. Исследование, в частности, показало, что при подборе кадров работодатели, прежде всего, обращают внимание на опыт работы. Также важно наличие soft skills («мягких навыков»), перечень которых меняется в зависимости от сектора, а самую большую потребность в них испытывают представители ЖКХ и индустрии красоты. В первом случае особенно важна дисциплина и аккуратность, во втором – умение общаться с клиентами. В свою очередь, выпускники учреждений СПО самой большой проблемой считают требование работодателей к наличию опыта и стажа. Ирина Селиверстова также рассказала о результатах исследования «Карьера победителей», в рамках которого анализировались профессиональные достижения выпускников колледжей и вузов - победителей и призеров конкурсов профессионального мастерства (соревнований типа WorldSkills и многих других).

О том, как высокотехнологичное предприятие готовит для себя кадры со школьной скамьи, рассказал Сергей Кукушкин, член СПК в ракетной технике и космической деятельности, заместитель генерального директора по управлению персоналом АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева» (Красноярский край). По его мнению, в последние годы система образования стала лучше готовить кадры для производства, и период адаптации сократился и у рабочих, и у специалистов с высшим образованием. На предприятии внедряются профессиональные стандарты, огромное внимание уделяется профориентации. И если раньше работа велась только с учениками старших классов, то теперь уделяется внимание и школьникам помладше. В результате профориентационной работой охвачено ежегодно порядка 3 тыс. человек, хотя потребность в новых кадрах – всего 100-150 человек.

Когда заходит речь о цифровизации образования, обычно говорится о школах и вузах. При этом возможности цифровизации СПО также велики, считает Юрий Картушин, советник-помощник первого заместителя Председателя Правительства Московской области - министра образования. Он рассказал о проекте «Цифровой колледж Московской области», в рамках которого в регионе была создана информационно-технологическая платформа СПО, организовано цифровое взаимодействие между колледжами, расширены возможности дистанционного обучения.

Александр Бабурин, заместитель председателя СПК в агропромышленном комплексе, отметил, что профессиональные стандарты не должны быть узкопрофильными. Так, для пищевой промышленности, где представлено более 400 профессий, достаточно четырех обобщенных профессиональных стандартов.

Виктор Шейнбаум, научный руководитель Института кадрового потенциала ТЭК Российского государтвенного университета нефти и газа имени И.М. Губкина, поднял проблему разной трактовки одних и тех же понятий в сфере образования и в бизнесе. Например, выпускник вуза получает квалификацию «бакалавр», она фиксируется в дипломе, но на рынке труда речь идет о других квалификациях. Результаты высшего образования формулируются на языке компетенций, а в профессиональных стандартах и Трудовом кодексе это слово не используется. Виктор Шейнбаум отметил, что хотя за создание профессиональных стандартов обычно отвечают работодатели, именно РГУ нефти и газа - ведущий отраслевой вуз - в 2006 году разработал пилотный профессиональный стандарт для ТЭК, а позже инициировал создание СПК в нефтегазовом комплексе.

Ольга Клинк, руководитель Базового центра подготовки кадров НАРК, рассказала о пилотном проекте по использованию независимой оценки квалификации (НОК) как инструмента повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Проект по сопряжению независимой оценки квалификации и аттестации студентов колледжей был организован Агентством при поддержке Минтруда России совместно с 6 СПК в 8 регионах страны. 242 студента добровольно прошли НОК, сопряженную с государственной или промежуточной итоговой аттестацией. Свою квалификацию подтвердили 62% студентов. С учетом того, что аттестация и независимая оценка квалификации – разные процедуры, в рамках пилотного проекта отрабатывались, прежде всего, методические аспекты оценки, а регионы сами отбирали колледжи для участия в проекте. Проект показал, что при наличии вакансий работодатели отдают предпочтение тем, кто прошел независимую оценку.

Ольга Кондратьева, заместитель директора Института кадровой политики и непрерывного профессионального образования (Иркутская область), добавила, что участие в этом пилотном проекте сделало более эффективным диалог работодателей и учреждений СПО, а профессиональные стандарты стали инструментом гармонизации отношений между работодателями, рынком труда и системой образования.

На конференции прозвучала обращенная к заместителю председателя Федерации независимых профсоюзов России Нине Кузьминой интересная идея – предложить ФНПР стать независимым общественным наблюдателем при реализации пилотного проекта.

Завершилась конференция докладами Айрата Сатдыкова, заместителя руководителя Центра профессионального образования и систем квалификаций РАНХиГС, и Федора Дудырева, директора Центра исследований СПО Института образования Высшей школы экономики. Они рассказали о развитии систем квалификаций за рубежом, о взаимодействии работодателей с образовательными учреждениями и о возможностях использования зарубежного опыта в России. Например, один из выводов исследователей, основанный на анализе опыта США, Великобритании и Южной Кореи, - без целенаправленной государственной политики система эффективного взаимодействия между предприятиями и системой образования появиться не может.

На конференции была отмечена важность мониторинга рынка труда, проводимого Национальным агентством развития квалификаций совместно с СПК. Для организационного и методического обеспечения мониторинга в 2018 году разработан единый инструментарий, и эта практика будет продолжена в 2019 и последующие годы. Кроме того, важной и актуальной задачей назван мониторинг трудоустройства выпускников учреждений СПО.

Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) - базовая организация Национального совета по профессиональным квалификациям при президенте РФ, оператор системы независимой оценки квалификаций; обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес-сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых институтов, участвующих в повышении качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar