11 апреля состоялся круглый стол «Профессиональные компетенции руководящих кадров: роль директора школы в реализации целей национального проекта «Образование». Модератором выступила директор Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами, Минпросвещения России Мария Хлопотных.
В обсуждении миссии и функционала директора школы для эффективного управления современной школой, профессиональных компетенций, которыми он должен обладать, систем аттестации на примере регионального, муниципального и международного опыта, приняли участие первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Юлия Смирнова, д.п.н. профессор, руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов, директор Центра образования «Царицыно» № 548 города Москвы Ефим Рачевский, доктор педагогических наук, директор ГАОУ ДПО города Москвы «Московский центр развития кадрового потенциала образования» Алексей Рытов, а также представители органов управления образованием, руководители школ и колледжей.
Мария Хлопотных подчеркнула, что сегодня к школе предъявляются повышенные требования, все действия руководителей всегда на виду, так как с ней взаимодействуют граждане страны и сами, и с детьми. Школа должна быть стабильной и меняющейся одновременно. Представитель Минпросвещения России рассказала об основных задачах ведомства в модернизации системы управления профессиональным развитием руководителей школ в соответствии с паспортом проекта «Образование».
Она также отметила, что для системы профессионального образования при подготовке специалистов для различных отраслей, руководителям образовательных организаций очень важно хорошо знать свою отрасль. Потому что развитие образовательной организации невозможно без понимания того, как будет развиваться данная отрасль, востребованности тех или иных специалистов. «Соответственно, встает вопрос в прогнозировании тех профессий, которые позволят быть максимально востребованными на рынке труда к моменту выпуска молодого специалиста. Это также позволит привлечь работодателей, при образовательном процессе использовать современное оборудование, для практико-ориентированной деятельности на условиях сотрудничества и взаимодействия», - добавила Мария Хлопотных.
Юлия Смирнова рассказала, что в Российской Федерации уже действует 16 профессиональных стандартов руководителей в различных отраслях и еще 403 профессиональных стандарта, в которых есть обобщенные трудовые функции, описывающие деятельность по руководству подчиненными, и рекомендовала ознакомится с ними при определении подходов к стандартизации деятельности руководителей общеобразовательных организаций.
«Важно, - подчеркнула Юлия Смирнова, - чтобы описанные профессиональные компетенции руководителей школ были бы однозначно восприняты, могли быть оценены и включали специфику, определенную нормативно-правовыми актами системы образования».
Она также отметила, что в прошлом году был проведен мониторинг рынка труда по нескольким отраслям, чтобы оценить, насколько компетенции soft skills востребованы. «Выяснилось, что наличие лидерских качеств, навыки решения проблем, умение вести деловые коммуникации и т.п являются значимыми не только для системы образования, но и других отраслей, представленных на рынке труда, например машиностроения, судостроения, отрасли связи и так далее. Но именно к школе сегодня предъявляются требования по формированию soft skills у детей, чтобы позже эти навыки можно было развивать при обучении в системе профессионального образования и использовать в трудовой деятельности», - пояснила Юлия Смирнова.
Национальное агентство развития квалификаций (
www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.