Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » »

НИУ ВШЭ: Первый опыт работы для студентов колледжей накладывает отпечаток на всю их дальнейшую трудовую жизнь

НИУ ВШЭ: Первый опыт работы для студентов колледжей накладывает отпечаток на всю их дальнейшую трудовую жизнь

Поделитесь новостью
Федеральные новости






Специалисты Института образования НИУ ВШЭ провели исследование, почему половина выпускников колледжей недополучает зарплату.

В России около 40% выпускников системы среднего профессионального образования (по другим оценкам – до 70%) работают не по специальности, и вследствие этого их доход ниже, чем предполагает их образовательный уровень. Специалисты Института образования НИУ ВШЭ отследили «цепочку», связанную с трудоустройством и карьерой выпускников колледжей, и пришли к выводу, что совмещение учебы и работы, на которое вынуждены идти 44% студентов СПО, негативно сказывается на карьерных перспективах, когда речь идет о работе не по специальности. Как правило, студенты вынуждены заниматься низкоквалифицированной работой, что негативно сказывается на их дальнейших карьерных перспективах. Статья Федора Дудырева, Ольги Романовой и Павла Травкина (сотрудники Центра исследования среднего профессионального образования и Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ) опубликована в очередном номере «Вопросов образования».

Как отмечают авторы, за последнее десятилетие среднее профобразование в России сильно «омолодилось»: теперь до 75% студентов СПО – выпускники девятых классов. Это связано, в первую очередь, с введением ЕГЭ. То, что выпускники колледжей не должны сдавать ЕГЭ для поступления в вуз, меняет и роль СПО: теперь многие рассматривают его не как самостоятельный образовательный институт, выводящий на рынок труда, а как «трамплин» в вуз. То, что в колледжи идет менее академически успешная часть школьников, не в последнюю очередь связано с факторами социально-экономического неравенства, которые также влияют на мотивы выбора специальностей и трудоустройства во время учебы. Как правило, выпускникам девятых классов интереснее наличие бюджетных мест, нежели какая-либо определенная специальность (доля «коммерческих» студентов – 17,9% в сегменте специалистов среднего звена и 1,9% в сегменте рабочих профессий). Мотивом совмещения учебы и работы в 70% случаев становятся финансовые затруднения.

Исследователи делают вывод, что первый опыт работы для студентов колледжей накладывает отпечаток на всю их дальнейшую трудовую жизнь. В случае, если карьера начиналась на работе, не связанной с приобретаемой специальностью, увеличивается вероятность того, что выпускник и после колледжа будет работать не по профессии, не доиспользуя полученные знания. Это приводит к занижению дохода по сравнению с выпускниками, работающими в рамках полученного образования. Отмечая отдельные положительные факторы совмещения учебы с работой, такие, как развитие soft skills, авторы статьи говорят о «краткосрочном эффекте совмещения» учебы и работы – в первую очередь, о заработке, однако «не исключено, что в дальнейшем большего успеха добьются студенты, которые полностью сосредотачивались на обучении». Совмещение учебы и работы по специальности повышает вероятность того, что в дальнейшем выпускник продолжит карьеру в рамках полученный профессии, а это приводит к появлению того, что авторы называют «дополнительной зарплатной премией».

Подводя итог, исследователи делают вывод, что ситуация с трудоустройством выпускников СПО улучшилась за двадцать лет. Кроме того, выпускники СПО получают в качестве стартовой зарплаты 75% от дохода специалистов со средним профобразованием всех возрастов. Но ситуация, связанная с массовой работой выпускников не по специальности, вызывает тревогу. Одно из возможных решений этой проблемы эксперты видят в развитии целевого обучения как меры государственной политики.

По информации https://ioe.hse.ru
Присоединяйтесь к телеграм-каналу Профобразование



Подписывайтесь на наш Дзен-канал Профобразование