Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » »

Министр науки и высшего образования Михаил Котюков ответил на вопросы сахалинских ученых и преподавателей

Министр науки и высшего образования Михаил Котюков ответил на вопросы сахалинских ученых и преподавателей

Поделитесь новостью
Новости профобразования






Несмотря на то, что министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков прилетел в Южно-Сахалинск на один день, он уделил час островному научному сообществу и ответил на интересующие его вопросы. У министра спрашивали о предоставлении жилья научным сотрудникам, как предоставляют медработникам, о замене выпускных квалификационных работ стартапами, о цифровизации и многом другом.

— Текущая ситуация достаточно непростая, и нам всем с вами есть над чем поработать, чтобы ребята, которые имеют знания, видели свое будущее, связанное с Сахалином, а университет позволял бы знания развивать серьезным образом. Здесь простых решений нет, с одной стороны. С другой стороны, не только на Сахалине такая проблема. Рецептов несколько, — открыл встречу Михаил Котюков. — Я не сомневаюсь, что нам удастся найти правильное решение, чтобы университет развивался динамично, чтобы институты были интегрированы в решении этих задач и чтобы у нас с каждым годом глаза первокурсников горели все ярче, а к четвертому году обучения и после выпускных экзаменов глаза горели не меньше.

— Что вы думаете о цифровизации высшего образования? — спросила представительница студенческого научного общества СахГУ.

— Сегодня цифровизация касается разных сфер жизни. И высшее образование точно не может оставаться в стороне. Более того, задача университета, если он хочет быть лучшим университетом, это быть в авангарде технологических изменений. То есть отчасти их предвидеть, отчасти их прогнозировать и готовиться к ним. Цифровизация точно затронет сферу профессионального образования не только высшего, и общего, и среднего профессионального. Важно, чтобы цифровизация базовых процессов в университете шла при активной роли университета. Это может касаться разных направлений. Например, онлайн-составляющей образовательных программ, и в этом смысле цифровизация сделает доступным образовательные программы самых лучших университетов мира для студентов в разных вузах. Вопрос в другом: как университет будет принимать эти программы и интегрировать в свои базовые программы? Это касается и развития системы управления. С одной стороны, это вызов, с другой стороны — это возможность повысить качество образования, межрегиональные и отраслевые контакты. У нас есть одна из задач разработка проекта "Цифровой университет". Это часть национального проекта "Образование", и он как раз будет развиваться по различным направлениям, — ответил Котюков.

— Будет ли обеспечена гарантия выпускникам в трудоустройстве? Какие механизмы для этого необходимо включить? Я думаю, прежде всего государство должно обеспечивать такую гарантию. Университет влиять на работодателей вряд ли сможет, потому что не все обеспечивают прием студентов, — поинтересовалась преподавательница института психологии и педагогики СахГУ Лариса Власова.

— Может быть, они недовольны качеством?

— Возможно. Но тем не менее студенты остаются без рабочих мест, получая определенные специальности.

— Нельзя заставить студента работать там, где он не хочет. Нельзя заставить вас купить некачественный товар. Наша с вами общая задача так учить, чтобы выпускник был востребован. Сделать это в отрыве от задач, которые ставит перед собой работодатель, нам вряд ли удастся. И если мы будем уже в процессе учебы наши образовательные программы готовить и реализовывать вместе с нашими партнерами, то, наверное, тогда выпускник будет иметь больше шансов в этой организации найти свое рабочее место. И не обязательно для этого ждать, пока он формально закончит университет. Мы отчасти воспроизводим программы, которые уже не являются актуальными с точки зрения наших ключевых работодателей.

— Существует ли вероятность пересмотра условий использования информационных баз данных для профессорско-преподавательского состава из числа вузов с небольшим количеством исследователей, так как на сегодняшний день это затруднено либо невозможно из-за высокой стоимости, — задал вопрос сотрудник кафедры безопасности жизнедеятельности СахГУ Андрей Соболев.

— Задача сделать национальную подписку, которая была бы фактически бесплатна для тех, кто работает в российских научно-образовательных организациях. Мы каждый год увеличиваем оклад. Есть часть работ, которую ведет государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ), и есть часть работ, которую ведет российский фонд фундаментальных исследований. Мы сейчас хотим проанализировать две эти программы и, возможно, сделать следующий шаг, чтобы расширить этот оклад. На сегодня порядка 400 организаций активно пользуются, и все подключенные сотрудники могут бесплатно изучать статьи, — ответил министр.

— Это об изучении. А если говорить об опубликовании? — продолжил Соболев.

— У нас сегодня в этих индексах есть российские журналы. Их там немало, но мы хотим, чтобы их там было еще больше. И занимаемся системно с теми организациями, которые являются учредителями российских журналов, с тем, чтобы у нас по меньшей мере еще 200 журналов вошли в эти международные базы научного цитирования. Это требует повышения качества, как правило, редакционных коллегий. За хорошие статьи издатель доплачивает автору. За не очень хорошие часто требует доплатить ему. Качественная публикация всегда найдет своего издателя.

— На сегодняшний день подготовка к защите кандидатских и докторских диссертаций требует не только моральных усилий, но и не малых материальных затрат. Жителям удаленного от центра региона это особенно очевидно — стоимость авиабилетов, проживание, публикации в журналах довольно высока. Планируете ли вы внедрить программу грантовой поддержки подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации для вузов и научных организаций? — спросила сотрудница Сахалинского государственного университета, которой предстоит в октябре защитить кандидатскую диссертацию.

— Такая программа запускается буквально вот прямо сейчас. Первые полторы тысячи грантов мы отобрали на площадке российского фонда фундаментальных исследований. Эти гранты ориентированы на поддержку исследований, которые проводятся аспирантами. Но обязательным требованием является выход на защиту. Соответственно, те научные руководители, которые сейчас получат гранты, но до защиты аспирантов по какой-то причине не доведут, в следующих программах поучаствовать уже вряд ли смогут. Это первый шаг, эта программа ежегодно будет расширяться.

— Недавно на образовательном интенсиве "Остров 10-22" была предложена такая идея, как внедрение вместо выпускных квалификационных работ стартапов. Как вы к ней относитесь, возможно ли включение этого в образовательную программу и когда это возможно будет? — задал вопрос председатель объединенного совета обучающихся СахГУ Алишер Мамаджанов.

— Я к этой идее отношусь позитивно. Это показатель того, что у выпускника есть не просто базовые знания, но еще и компетенция. Если он смог запустить организацию, либо смог оформить патент, либо смог подготовить хорошую научную статью, это в принципе показывает уровень его компетенции и подготовки. У нас сегодня уже отдельные университеты включают это в свою практику. Соответственно, эта программа точно может дальше расширяться.

— Сегодня говорили, что работодатель не хочет брать студентов на работу. Наш работодатель готов взять молодых студентов на работу, — сказала старший научный сотрудник лаборатории лавинных и селевых процессов Дальневосточного геологического института Валентина Лобкина. — Более того, ежегодно наш сахалинский филиал принимает к себе студентов как с материка, так и с сахалинских вузов. Они проходят у нас практику, вместе с научными сотрудниками готовят научные публикации, которые ложатся в основу их дипломных работ и в будущей карьере. Но когда мы приглашаем молодых сотрудников работать на Сахалине, они сталкиваются с очень большим вопросом — жилищным. Возможно ли включить в федеральные целевые программы по предоставлению жилья (арендного или наемного) выпускников вузов, желающих переехать на Дальний Восток для работы в научных организациях?

— Мы сейчас с коллегами из министерства строительства по поручению председателя Правительства готовим дополнение в федеральную целевую программу, которые должны решить три направления: продолжить программу предоставления жилищных сертификатов, строительство/приобретение жилья, которое будет служебным, и развитие жилищно-строительных кооперативов, которые будут работать на закрепление на территории тех, кто показал соответствующий уровень работы. Первый шаг сделаем, я думаю, в следующем году, по крайне мере с увеличением программы предоставления сертификатов. Эта программа рассчитана на 35 000 исследователей, которые должны прийти в науку в ближайшие пять лет, — ответил Михаил Котюков.

По информации ИА Sakh.com
или оставить свой комментарий
avatar