05 — 06 апреля 2021 года на базе Центра опережающей профессиональной подготовки в городе Санкт-Петербурге состоялось расширенное рабочее совещание в формате проектной сессии «Синхронизация подготовки кадров в среднем профессиональном образовании и кадровых потребностей экономики субъекта Российской Федерации», организаторами которой выступили Министерство просвещения Российской Федерации совместно с ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования».
В работе проектной сессии приняли участие 62 представителя органов управления образования из 22 регионов и представители Министерства просвещения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, ФГБОУ ДПО «ИРПО», «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)», Российского союза промышленников и предпринимателей, Агентства стратегических инициатив.
В программе мероприятия были проведены: пленарная сессия, круглые столы, ряд проектных работ в группах.
В пленарной части проектной сессии выступил Виктор Сергеевич Неумывакин, директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ. В своём выступлении он обозначил основную цель второго этапа синхронизации, которые заключаются в усовершенствовании методики оценки уровня синхронизации, обеспечив широту и глубину проводимой оценки и анализа, который позволит подготовить адресные рекомендации субъектам Российской Федерации, и обеспечить применимость методики в отношении каждой отдельно взятой образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, для проведения соответствующего анализа региональными органами власти.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Татевик Рубеновны Карабекян в своем докладе подвела итоги первого этапа синхронизации, обозначив основные положительные результаты по выделению регионов, демонстрирующих высокие показатели и эффективные модели взаимодействия системы СПО с предприятиями-работодателями. А также, обозначила основные проблемные поля по итогам проведенного анализа и точечной отработки показателей синхронизации, в том числе по построению механизмов межведомственного взаимодействия и нормативному закреплению управленческих решений региональных органов управления образованием в субъектах российской Федерации.
В пленарной части проектной сессии приняли участие Елена Анатольевна Комарницкая, проректор ФГБОУ ДПО «ИРПО», Вадим Михайлович Иванченко, начальник Центра координации опережающей профессиональной подготовки ФГБОУ ДПО «ИРПО», Ольга Сергеевна Коротеева, директор Центра опережающей подготовки Санкт-Петербурга, Жанна Михайловна Кадылева, директор Центра инициатив направления «Молодые профессионалы» АНО «Агентство стратегических инициатив», Олег Эдуардович Базер, заместитель генерального директора по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)», Светлана Брониславовна Крайчинская, заместитель генерального директора по подготовке кадров — директор Академии АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)», Елена Владимировна Ломтева, ведущий научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, Алексей Иванович Пронченок, руководитель группы организации дуальной системы обучения ООО «КЛААС», Александр Викторович Путрич, начальник отдела привлечения и развития персонала ПАО «Ижорские заводы».
Участники проектной сессии в ходе работы актуализировали показатели синхронизации, обсудили модели взаимодействия региональных органов управления образования с предприятиями-работодателями, а также предложили механизмы и пути достижения синхронизации подготовки кадров в среднем профессиональном образовании и кадровых потребностей экономики в регионе.
Проектируя модели взаимодействия системы СПО с предприятиями-работодателями, участники проектной сессии представили опыт организации деятельности регионального органа управления образованием по синхронизации подготовки кадров для региональной системы экономики. Так, Юрий Владимирович Калинюк, начальник Департамента профессионального образования Томской области представил модель региональных отраслевых образовательных кластеров. Евгения Николаевна Серебрякова, министр образования Новгородской области обозначила основные прорывные проекты по развитию системы СПО региона, в том числе, по созданию механизмов поддержки региональных колледжей в части подготовки специалистов под заказ работодателей.
Татьяна Леонидовна Дубровина, начальник отдела профессионального образования Департамента образования и науки Тюменской области поделилась опытом включения ключевых работодателей в системы организации временной трудовой занятости обучающихся СПО и построению модели наставничества выпускников на предприятии-партнере профессиональной образовательной организации.
К обсуждению вопросов синхронизации подготовки кадров в режиме онлайн-трансляции подключились представители предприятий-работодателей. Так, Иван Александрович Покрышкин, заместитель технического директора ГК «Автоград» (г. Тюмень) продемонстрировал результаты эффективного взаимодействия с профессиональными образовательными организациями по практическому обучению на базе реального производства.
Участники проектной сессии отметили, что в современных условиях развития малого бизнеса, повышения требований к профессиональным компетенциям выпускников колледжей и техникумов, система СПО должна гибко реагировать на быстроменяющийся запрос рынка труда и готовить специалистов, отвечающих этим требованиям.
В ходе работы проектной сессии состоялся диалог участников с вице-губернатором Санкт-Петербурга Ириной Петровной Потехиной, посвященный представлению опыта подготовки кадров с учетом потребностей региона. В дискуссии приняли участие Дмитрий Семенович Чернейко, председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, Виктор Сергеевич Неумывакин, директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ.
Итогом работы проектной сессии стала фиксация подходов к развитию системы подготовки кадров в СПО, а также обсуждение механизмов и инструментов для достижения высокого уровня синхронизации.