В ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная внедрению демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс в системе среднего профессионального образования России в соответствии с национальным проектом «Образование». В 2021 году его сдадут около 200 тыс. обучающихся, а всего за 4 года применения уже сдали более 300 тыс. студентов и выпускников колледжей и техникумов. И тенденция возрастает. 650 российских и международных компаний признают результаты демонстрационного экзамена, а также паспорт компетенций (Skills Passport), который получают выпускники.
Представители Агентства Ворлдскиллс Россия, Министерства просвещения РФ, образовательных организаций, бизнеса и промышленных предприятий страны рассказали об итогах применения демонстрационного экзамена в колледжах, техникумах, вузах России с 2017 года, познакомили аудиторию с концепцией развития независимой процедуры проверки практических навыков и умений студентов до 2025 года, пояснили принципы проведения и отметили ее необходимость в условиях современной, быстро развивающейся экономики для конечного потребителя образовательных услуг – работодателя, который сегодня крайне заинтересован в квалифицированных, профессиональных кадрах.
Заместитель генерального директора по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» Олег Базер обратил внимание на то, что за все время применения демэкзамена наблюдалась исключительно положительная динамика развития, даже в период пандемии и локдаунов.
«Например, в 2021 году аккредитовано уже более 5 тысяч центров проведения демонстрационного экзамена на базе 1800 учебных заведений, в прошлом, 2020 году, таких площадок было 3600. Демэкзамен по стандартам Ворлдскиллс сегодня, наверное, единственная независимая процедура оценки навыков и умений выпускников колледжей и техникумов, – отметил Олег Базер. – Но мы можем сказать, что он уже вышел за границы среднего профессионального образования: на сегодняшний день его сдают и выпускники вузов, и студенты старшего возраста, которые проходят различные программы переподготовки. Используется этот инструмент и среди юниоров – детей до 16 лет». Олег Базер также сообщил, что в соответствии с поручением президента России Владимира Путина Агентство Ворлдскиллс Россия в 2021 году приступило к обширной программе по модернизации системы внедрения демонстрационного экзамена, а именно разрабатываются комплекты оценочной документации по аккредитации образовательных организаций периодом на 3 года, что предоставит учебным заведениям новые возможности.
Заместитель директора департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ Марина Софронова так прокомментировала текущую ситуацию:
«Процедура независимой оценки при помощи демонстрационного экзамена не простая уже потому, что она независима в первую очередь от самой образовательной организации, поэтому она должна быть предельно объективна. Министерством просвещения разработан проект федерального приказа об утверждении нового порядка государственной итоговой аттестации, который отрегулирует, существенно дополнит и детализирует процедуры и формы применения демонстрационного экзамена».
По данным на 2021 год, как отметила Марина Софронова, третья часть из 500 федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на сегодня предусматривает проведение демонстрационного экзамена, а в 2022 году планируется завершить работу по его включению практически во все ФГОС СПО, за исключением специфических отраслей, имеющих свою квалификационную структуру, таких как здравоохранение, хотя и в этих отраслях демонстрационный экзамен займет со временем свое место.
«Согласно исследованию, проведенному по итогам 2021 года, количество трудоустроенных после сдачи демонстрационного экзамена на 16 процентов выше, чем среди обычных студентов. Кроме того, они имеют более высокую зарплату», – сообщил директор департамента оценки компетенций и квалификаций Агентства развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия) Данил Уфимцев.
Как он добавил, в 2022 году эти показатели могут значительно увеличиться, так как государственную итоговую аттестацию пройдут уже более 212 тыс. студентов, а промежуточную – более 73 тыс. человек.
«Когда мы внедряли новую форму аттестации, нам пришлось пересмотреть всю систему подготовки кадров в целом, изнутри, и мы понимали, с какими сложностями мы можем столкнуться, – поделилась своим опытом директор ГБПОУ «Сергиево-Посадский колледж» Галина Носырева. – Мы добились, чтобы работодатели включились в образовательный процесс, включились в процедуру оценки, чтобы они наглядно стали участниками сдачи демонстрационного экзамена каждого нашего выпускника – и это дало возрастающий процент трудоустройства».
Начальник управления планирования и развития персонала АО «ЕВРАЗ ЗСМК» Алексей Домнышев отметил, что прием выпускников из образовательных организаций в последние годы возрос в два раза.
«Для нас демонстрационный экзамен – очень хороший инструмент отбора и определения мотивации потенциального работника, – пояснил он. – Мы видим студентов не только на итоговой аттестации, но и на промежуточных этапах сдачи экзамена и понимаем, насколько человек готов, насколько он подготовлен к продолжительной трудовой деятельности». «Наличие этого инструмента сильно оживило взаимодействие между бизнесом и образовательными организациями, – такое мнение высказала заместитель директора «1С» по направлениям Ворлдскиллс Мария Правдина. – Но при этом важно сохранить высокие требования экзамена, объективность и надежность оценок при количественном возрастании организаций и студентов, сдающих экзамен». Оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена осуществляют независимые эксперты, прошедшие специализированное обучение в Академии Ворлдскиллс Россия и имеющие опыт оценки компетенций по методике Ворлдскиллс. По состоянию на 2021 обучено более 60 тыс. экспертов в 85 субъектах РФ. По мере расширения применения демонстрационного экзамена в стране и более тесному сотрудничеству предприятий и образовательных организаций число экспертов возрастет. Формирование квалифицированного экспертного сообщества будет играть определяющую роль в перспективном развитии независимой оценки государственной аттестации.