Среднее профессиональное образование (СПО) активно возвращает статус надежной опоры в жизни. Освоив современные рабочие направления, молодой человек может стать хорошо оплачиваемым специалистом, который высоко ценится на рынке труда. Причина в том, что большинство компаний сегодня испытывают дефицит профессиональных рабочих кадров. Чтобы закрыть потребности бизнеса, нужно совершенствовать саму систему подготовки, и драйвером этого процесса в том числе выступает запущенный в прошлом году федеральный проект «Профессионалитет». Инициатива соответствует задачам нацпроектов «Образование» и «Производительность труда».
К работе над ней привлекли экспертное сообщество и работодателей. Среди тех, кто участвовал в обсуждении проекта — сопредседатель комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)
Андрей Комаров. В своем интервью порталу национальныепроекты.рф он рассказал, в чем цель новой стратегической инициативы и почему именно такое направление развития требуется системе СПО.
— Почему в России сейчас необходимо реализовать такой проект, как «Профессионалитет»? В чем его актуальность?
— Система профессионального образования и экономика страны в целом в последнее время сталкивались с рядом проблем и вызовов. Это и дефицит квалифицированных кадров, который отмечается во всех отраслях, и отсутствие связи между профобразованием и требованием предприятий. Программы колледжей часто не успевали за изменениями в производстве. Минпросвещения РФ признает, что до 80% программ просто не соответствуют запросам работодателей.
Кроме того, трансформируется рынок труда в целом, растут требования работодателей к квалификации сотрудников, меняется спрос на ряд специальностей. В современных условиях потребность в кадрах будет только расти, поскольку российская экономика начинает адаптироваться к работе под санкциями. Это значит, что стране потребуется активнее развивать собственное производство, а следовательно, и открывать новые рабочие места. Важно, чтобы их занимали хорошо подготовленные специалисты, владеющие не только теорией, но и конкретными навыками.
Очевидно, что необходимо формировать качественно новый подход к подготовке рабочих кадров. Он предполагает в том числе более современные и гибкие принципы работы учебных заведений профессионального образования и вузов, активное привлечение к образовательным программам представителей бизнеса. Именно поэтому Минпросвещения РФ разработало федеральный проект «Профессионалитет», который призван обеспечить приток квалифицированных специалистов.
Проект «Профессионалитет»: как изменится система среднего профобразования
Образовательный центр программы «Будущее Белой металлургии» (ББМ)
— В чем, на ваш взгляд, основная цель проекта? — Цели и задачи проекта — преодоление дефицита рабочих кадров и повышение качества профессионального образования за счет реформирования системы СПО и внедрения новых подходов. Это возможно только в плотной связке государства с работодателями, бизнес-сообществом, образовательными организациями. Одна из ключевых инициатив проекта — вовлечение бизнеса в партнерское управление образовательными организациями, максимальная практико-ориентированность обучения, сокращение сроков обучения (до двух лет — для рабочих профессий и специальностей, до трех лет — для более технологичных). Участниками проекта станут потенциальные работодатели, которые готовы инвестировать в развитие среднего профессионального образования и давать базу для формирования практических навыков студентов.
Многие работодатели хорошо понимают важность собственного участия в образовательном процессе. Неслучайно в России уже есть примеры открытия учебных заведений или как минимум специальных курсов при производстве или компаниях, работающих в сфере услуг. Только работодатели знают, какие именно качества и навыки нужны их будущим сотрудникам. Кроме того, от качества образования зависит и будущий экономический рост. Он просто невозможен без хорошо подготовленных кадров. И проект «Профессионалитет» позволяет бизнесу, не изобретая какие-то свои методы, органично войти в этот процесс. Работодатели смогут сами формировать запрос к образовательным программам, выступать наставниками, предоставлять свои площадки для обучения.
Финансирование сферы СПО, как со стороны государства (планируется, что в 2022–2024 годах на реализацию проекта направят около 30 млрд рублей бюджетных средств), так и со стороны бизнеса поможет усилить материально-техническую базу подготовки. Важно отметить, что недостаточное финансирование этой сферы было одной из причин оторванности обучения от реального производства. И, чтобы стимулировать бизнес участвовать в проекте, мы предложили внести изменения в налоговое законодательство, которые дадут регионам право уменьшить сумму налога на прибыль для этих организаций. Эту инициативу поддержал и президент РФ Владимир Путин.
Полагаю, что реализация проекта в итоге позволит повысить долю трудоустройства выпускников со средним профессиональным образованием до 95%.
— Что, по вашему мнению, проект «Профессионалитет» дает учащимся, образовательным институтам и бизнесу? — Проект «Профессионалитет», на мой взгляд, открывает новые возможности для всех сторон. Для бизнеса — это интеграция в образовательный процесс по подготовке квалифицированных кадров, возможность участвовать в управлении образовательными учреждениями, становиться их соучредителями и готовить востребованные на своих производствах кадры.
Обучающиеся смогут получить рабочую специальность высокой квалификации в короткие сроки, получить релевантный профессии опыт на производствах, что практически гарантирует их дальнейшее трудоустройство.
Для образовательных учреждений — это внедрение дуальной модели образования, практико-ориентированного подхода, связь с предприятиями и работодателями, что позволит выпускать востребованных специалистов. Это то, что необходимо для дальнейшего развития всей системы СПО.
Проект «Профессионалитет»: как изменится система среднего профобразования
Образовательный центр программы «Будущее Белой металлургии» (ББМ)
— На каком этапе находится реализация проекта? — Сейчас Минпросвещения РФ проводит конкурс на предоставление в 2022 году грантов из федерального бюджета на оказание господдержки развития образовательно-производственных кластеров. По его итогам 70 первых кластеров должны получить гранты (до 100 млн рублей). Предварительно, итоги конкурса должны стать известны в конце марта.
Планируется, что первые кластеры будут работать по восьми отраслям промышленности: металлургия, атомная промышленность, химическая отрасль, сельское хозяйство, машиностроение, фармацевтическая отрасль и железнодорожный транспорт.
— Расскажите, пожалуйста, о своем опыте организации процесса обучения в сфере среднего профессионального образования? Какие моменты необходимо прежде всего учитывать при реализации таких проектов? — Мы уже более десяти лет реализуем практико-ориентированные образовательные программы в формате государственно-частного партнерства. Это «Будущее Белой металлургии» в Первоуральске (Свердловская область) и «Колледж будущего Татарстана» в Альметьевске.
Альтернативы системе дуального образования и практико-ориентированного подхода, где 60% времени уделяется практическим занятиям, просто не существует. Связь с предприятием дает возможность понять, какие специалисты им нужны, в какие сроки. А демонстрационный экзамен позволяет работодателю увидеть все знания и способности выпускников уже в практическом плане.
Образовательный центр в Первоуральске, где проходят обучение студенты программы, оснащен современным оборудованием, которое на уровень выше установленного в действующих цехах. Это позволяет образовательному процессу не только соответствовать, но и опережать темпы развития производства.
Студенты обучаются сразу двум-трем рабочим специальностям и получают универсальные навыки, при необходимости выпускники могут «переформатировать» свою работу под разные рабочие задачи. Эта возможность особенно актуальна в современном мире, где технический прогресс довольно быстро может привести к изменению формата работы. Для участников программы в учебном плане по каждой специальности, помимо обязательных дисциплин (как общеобразовательных, так и профессиональных), предусмотрены дисциплины, введенные по инициативе работодателя. Благодаря этому студенты уже с первого курса могут полностью погрузиться в корпоративную культуру предприятия, узнать специфику технологий и производства, чтобы уже к окончанию обучения быть полностью готовыми к работе на современном производстве компании.
Эффективность программы подтверждают успехи студентов: они не раз становились победителями и призерами чемпионатов рабочих профессий WorldSkills, будущие металлурги уже завоевали в чемпионатах профмастерства 194 медали.
Однако очевидно, что важны не только конкретные профессиональные навыки, но и гибкие навыки, а также общекультурное развитие. Именно поэтому мы создавали для участников программы «Будущее Белой металлургии» возможности для личностного развития и роста. Студенты регулярно участвуют в социальных, волонтерских программах, научно-технических конференциях, посещают театры и музеи. Считаю, что это важнейшая часть формирования будущих специалистов, ведь именно им предстоит активно участвовать в развитии экономики нашей страны. А я уверен, что экономика — это не только заводы, но прежде всего — это люди, которые способны их создавать и на них работать.
Неслучайно программа «Будущее Белой металлургии» признана Министерством образования и науки РФ лучшей практикой подготовки рабочих кадров по дуальной модели образования и взята за основу при разработке проекта «Профессионалитет». Основополагающие принципы уже в нем заложены.