Мастерские в колледжах и техникумах, предназначенные для практической подготовки, могут стать и первым рабочим местом для учащихся. Это позволит решить проблему трудоустройства выпускников и одновременно нехватки рабочих кадров на рынке труда, отмечали участники круглого стола в Госдуме 27 мая, где обсуждали законопроект о создании учебно-производственных комплексов в средних специальных учебных заведениях.
Зарплата и навык Законопроект, призванный содействовать трудоустройству учащихся колледжей и техникумов, могут рассмотреть уже в весеннюю сессию Госдумы, сообщила «Парламентской газете» соавтор документа, глава Комитета по просвещению
Ольга Казакова. Этот документ предусматривает создание при средних специальных учебных заведениях учебно-производственных комплексов.
Если закон примут, техникумы и колледжи смогут получать доход от деятельности, связанной с производством товаров и выполнением работ по профилю образовательных программ. Кроме того, учащиеся получат необходимые навыки и первое рабочее место. Образовательные учреждения должны будут содействовать трудоустройству своих студентов и выпускников в такие учебно-производственные центры, а также в их подразделения и партнерские организации. На заседании Комитета Госдумы по просвещению 27 мая документ рекомендовали к принятию в первом чтении.
О создании подобных предприятий на базе заведений среднего профобразования просили руководители самих этих учреждений, идею поддержали преподаватели и студенты, отметила Казакова.
«Это для нас было самое основное при разработке этой инициативы, чтобы ребята чувствовали себя уверенно, когда они выпустятся из колледжа или техникума. И чтобы у работодателя было основание принять на работу человека, который имеет определенные навыки не просто в виде практики, а в виде ответственного отношения к труду», — сказала депутат.
Более того, инициатива позволит легально оплачивать труд учащихся, отметила она. Сейчас, по ее словам, это находится вне правового поля.
Нет опыта — нет места По данным Росстата, около 30 процентов выпускников учреждений среднего профессионального образования по ряду специальностей не может трудоустроиться, лишь по отдельным специальностям этот показатель составляет 19 процентов, сообщила Казакова.
«Работодатель им говорит, что у них нет стажа и поэтому он не готов взять их на работу. Но при этом работодатели говорят, что у них фиксируется как раз нехватка рабочих рук. То есть существует такой дисбаланс», — подчеркнула политик.
Поэтому создание УПК поможет решению экономических задач, которые стоят перед обществом, считает Казакова. Законопроект не принуждает учреждения образования создавать учебно-производственные комплексы, а дает им право воспользоваться этой возможностью.
«Такие комбинаты должны будут создавать сами образовательные учреждения, они должны найти средства, чтобы закупить оборудование. И конечно, не все смогут это сделать», — признала парламентарий.
Директорам нужна мотивация Предлагаемый законопроект — долгожданная инициатива, считает сенатор
Дина Оюн:
«Она особенно ожидаема в регионах, где высокий уровень безработицы, где нет крупных предприятий. Именно в таких регионах УПК смогут стать центрами компетенций и драйверами экономического развития». Для таких субъектов это не просто подспорье, а вопрос выживания, отметила политик. Но при этом директоров важно мотивировать создавать учебно-производственные комплексы и трудоустраивать в них учащихся, считает она.
«Очень важно продумать цифровую платформу по выпускникам и их трудоустройству после окончания СПО в течение трех лет. Это дает возможность поощрить директора СПО различными бонусами», — сказала сенатор.
В Минпросвещения законопроект поддержали, но отметили, что после его принятия придется решать вопросы, связанные с трудовым, налоговым законодательством, а также в сфере контрактной системы закупок, предупредил директор департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения
Виктор Неумывакин. По его словам, это станет уже следующим этапом развития среднего профобразования.
«Сейчас важно привлечь студентов к реальному труду на производственных мощностях и дать возможность учебным заведениям получать доход от произведенной продукции», — отметил он.
В Минфине и Минтруде, по его словам, инициативу также поддерживают — там тоже заинтересованы, чтобы больше ребят выходило на рынок труда и чтобы сократить уровень молодежной безработицы.