«Россия 24»: Обычно, когда задают вопрос об образовании, сразу возникает вопрос о Болонской системе. Кто-то – за, кто-то – против. Понятно, что дискуссия еще будет вестись долго. А вот те, кто связан с системой среднего образования или среднего специального образования, спрашивают: а на нас это как-то отразится? Сергей Кравцов: Вы правы. Мы все понимаем, что процесс развития экономики, который сегодня активно обсуждается в рамках ПМЭФ, без подготовки кадров очень затруднителен. Нужны рабочие кадры, нужно развивать среднее образование. Президент России на съезде партии «Единая Россия» рассказал о программе «Профессионалитет», которая сегодня реализуется. Уже идет набор в 70 колледжей. Цель программы «Профессионалитет» состоит в том, чтобы начиная с первого года обучения студенты сразу получили практические навыки.
«Россия 24»: А разве среднее специальное образование не подразумевает, что ты пришел в техникум и сразу при каком-то предприятии начинаешь какие-то азы постигать? Сергей Кравцов: В свое время руководство техникумами передали на региональный уровень, и зачастую те программы, которые стали реализовываться, не всегда совпадали с запросами экономики. Два года назад мы синхронизовали направления подготовки в колледжах, которые нужны именно региональным экономикам. Это очень важно.
Вторая задача, которая сейчас стоит перед системой СПО, – это повышение качества среднего профессионального образования. Когда программа реализуется четыре года и студенты осваивают теоретическую, а потом практическую подготовку, меняются и производство, и технологии. А проект «Профессионалитет» призван за два с половиной года максимально подготовить будущего специалиста к работе в той или иной отрасли.
«Россия 24»: Это интенсив такой? Сергей Кравцов: Да, это интенсив, который создан для работы на производстве. Мы дали возможность отраслям проекта «Профессионалитет» инвестировать в колледжи, участвовать в самих программах подготовки студентов, по управлению колледжем, то есть мы переходим от регионального подхода к отраслевому подходу СПО.
«Россия 24»: А готова ли отрасль в этом плане вкладываться в образование своих будущих работников? Изначально, когда мы говорили об отраслевом образовании и подразумевалась подготовка кадров высшего образования, в этом вопросе наблюдалось определенное сопротивление.
Сергей Кравцов: Очень многие отрасли открывали корпоративные университеты, практически после завершения колледжей студенты еще какое-то время обучались на производстве. Это подразумевает определенные затраты и для отраслей, и для предприятий. Необходимо сделать так, чтобы уже по завершении колледжа готовый специалист мог прийти на производство и сразу приступить к профессиональной деятельности. Для этого и вводится проект «Профессионалитет». Мы отобрали ряд ведущих отраслей, куда входят сельское хозяйство, атомная промышленность, фармацевтическая отрасль. Разрабатывая этот проект, мы предусмотрели возможность, что это не спонсорские деньги, где есть определенные затраты, связанные с налогами, это прямые инвестиции, в том числе и в производственные мощности колледжей.
«Россия 24»: То есть люди понимают сейчас, что они не просто выбросили деньги, а вкладывают их, чтобы в дальнейшем получить в каком-то смысле прибыль? Сергей Кравцов: Да, уже будут готовые специалисты по соответствующим направлениям на соответствующих предприятиях. То есть это такая точечная подготовка по тем программам, которые необходимы отрасли.
«Россия 24»: То есть с первых дней обучения студент уже приближен к определенному производству, где получает определенные навыки для дальнейшей работы, чтобы потом предприятие не получало какого-то «сырого» специалиста, как раньше говорили. Я хочу обратиться к истокам. Раньше в средней школе у нас долгое время работала система отложенных контрактов. Когда приходит специалист и смотрит, кто, например, рисует хорошо, дизайнер. Давай мы тебя сейчас направим, дадим тебе возможность поучиться. Эта система каким-то образом в дальнейшем у нас будет? Потому что это самое прогрессивное, что можно предложить. Сергей Кравцов: Если комплексно говорить, это система профессиональной ориентации, система поддержки таланта и вообще того направления, которое затем заинтересует школьника. Мы реализуем большой проект, который называется «Билет в будущее», где даем возможность старшеклассникам пройти различные профессиональные пробы в техническом или гуманитарном направлении. Это помогает им определиться с профессией.
Также в рамках национального проекта «Образование» школы имеют возможность создавать «Кванториумы» – центры технического творчества, при этом не только городские школы, но и сельские школы. Принято решение оснастить все 27 тысяч сельских школ соответствующим оборудованием. И уже порядка 15 тысяч сельских школ такое оборудование получили.
Также создаются центры образования «Точка роста», центры цифрового образования «IT-куб». Фактически это новая система дополнительного образования, которая учитывает современные реалии развития экономики и дает возможность школьникам попробовать себя.
«Россия 24»: Вот и попробуем. Это тоже такое ключевое слово, потому что многие сейчас говорят: стремительно меняющийся мир. А школьнику предлагается практически чуть ли ни с первого класса выбрать, чем ты будешь заниматься. Сергей Кравцов: Вообще, хочу отметить, что с 1-го класса выбирать будущую профессию – это очень рано. Неслучайно в советское время с 7-го класса были организованы физико-математические школы и школы с углубленным изучением иностранных языков, потому что именно к этому времени можно определить наклонности школьника в том или ином направлении. Более четкое представление о выборе профессии формируется в 9-м, 10-м, 11-м классах. До 9-го класса, конечно, нужно дать возможность ребятам получить базовое качественное образование по разным предметам: физика, химия, математика, биология. Чтобы школьник имел разностороннее развитие, чтобы у него был определенный кругозор. И затем в старших классах он переходит на профильное обучение: более углубленно изучает те или иные предметы по тому направлению подготовки, по которому он планирует поступать в высшее учебное заведение.
«Россия 24»: Я сразу провожу параллели со средним образованием, которое в советское время получали. Когда ты выходил из школы, был всесторонне развитой личностью.
Сергей Кравцов: Да, это – ключевая задача отечественной системы образования, и это сильная сторона советского образования.
«Россия 24»: Скажите, пожалуйста, система образования, которая дает базис до 9-го класса, подразумевает, что в дальнейшем при изменяемости мира человеку может быть придется корректировать свою деятельность? Сергей Кравцов: Если есть база (человек получил образование в гуманитарной, в естественно-научной сфере), ему намного легче адаптироваться и при необходимости освоить новые навыки. Если образование одностороннее, то фактически только в этом направлении дальше человек может развиваться. Поэтому наша ключевая задача – дать всестороннее образование, базис.
Очень важный вопрос – это развитие ребенка и воспитание гармоничной личности, формирование тех ценностей, которые незыблемы при любой экономике: уважение к старшим и любовь к Родине. Такие ценности, как труд, здоровье, здоровый образ жизни. Это вечные ценности, которые помогают быть настоящим человеком.
«Россия 24»: Да, действительно, Человеком с большой буквы! Сергей Сергеевич, спасибо вам за разговор! 16 июня 2022 года,
«Россия 24»
Пресс-служба Минпросвещения России