Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » »

Кто должен оплачивать курсы повышения квалификации учителей

Кто должен оплачивать курсы повышения квалификации учителей

Поделитесь новостью
Федеральные новости






На вопросы читателей «Парламентской газеты» отвечают эксперты Российской академии образования

Могут ли учителя не допустить к работе за отказ пройти курсы повышения квалификации, в каких случаях их должна оплачивать школа, а в каких сам педагог — ответы на эти и другие вопросы публикуем в совместной рубрике «Парламентской газеты» и Российской академии образования (РАО) «Образование: право возможностей». Как действуют различные нормы права в сфере образования, рассказывает руководитель Центра образовательного законодательства и проблем правоприменения РАО Наталья Бондаренко.

- Кто должен оплачивать курсы повышения квалификации учителей и онлайн-курсы? Сегодня за них зачастую платят сами педагоги, но ведь они проходят обучение не для себя. Это допуск к работе.

- Очевидно, что профессия учителя требует постоянного совершенствования, обновления знаний, использования современных методик и технологий.

При этом, отвечая на вопрос о том, кто должен оплачивать курсы повышения квалификации, необходимо понимать, кто был инициатором обучения. Если образовательная организация, то повышение квалификации осуществляется исключительно за счет работодателя. Если же педагог по собственному желанию решает повысить профессиональный уровень, самостоятельно выбрав курсы, или пройти переподготовку по смежной специализации, то расходы по своему обучению он несет самостоятельно.

Если обучение организовано по инициативе работодателя или органов управления образованием в рамках норм закона «Об образовании», то денежные средства должны предусматриваться в бюджете образовательной организации. При этом именно работодателю предоставлено право определять перечень работников, которым необходимо пройти обучение, и программ дополнительного профессионального образования.

Доводы руководителей образовательных организаций, настаивающих на обучении педагогов за их собственный счет в связи с отсутствием средств, не могут быть приняты во внимание. Поскольку в соответствии с частью 2 статьи 99 закона «Об образовании» обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников включено в норматив и обеспечено финансированием.

Кроме того, обучение педагогов можно организовать за счет средств от приносящей доход деятельности (платных образовательных услуг). Таким образом, руководитель организации, понимая необходимость повышения квалификации своих работников, должен аккумулировать средства в рамках указанного финансирования и обеспечивать оплату курсов.

Относительно требования о допуске к работе только при наличии курсов разъясняем, что такие требования противоречат нормам действующего законодательства. В силу части 1 статьи 46 Закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или профессиональным стандартам. Из вышеизложенной нормы права очевидно, что каких-либо требований в части периодичности прохождения курсов законодатель не предъявляет.

- Почему родителям не дают право выбора предметов для внеурочной деятельности? Могут ли родители как-то повлиять на этот выбор?

- Приказами Министерства просвещения утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для каждого из уровней образования: начального общего, основного общего, среднего общего.

ФГОСы определяют структуру образовательной программы организации, которая включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, в том числе и за счет включения в учебные планы внеурочной деятельности по выбору родителей или законных представителей.

Таким образом, право на выбор родителями курсов внеурочной деятельности прямо закреплено в приказах Министерства просвещения, правда, с оговоркой «из перечня предлагаемого образовательной организацией».

Нельзя забывать, что при организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться возможности организаций дополнительного образования, учреждений культуры и спорта (пункт 71.30 приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 372).

То есть если обучающийся занимается спортом, музыкой, хореографией или шахматами в организациях дополнительного образования, то данные занятия могут идти в зачет внеурочной деятельности обычной школы. Для этого родителям необходимо подать соответствующее заявление директору школы, которую посещает ребенок.

Таким образом, если в части курсов внеурочной деятельности родители действительно ограничены возможностями школы, то полагаем, они могут реализовать свое право на выбор курсов в рамках освоения дополнительных образовательных программ в других организациях.

- По окончании учебного года преподаватель по дисциплине «математика» выставляет в журнал три оценки: за семестр, за экзамен, приложение в диплом. Администрация колледжа требует, чтобы все три оценки были одинаковыми. Если оценки разные, преподаватель получает замечание. Но ученик может хорошо учиться в течение года, а потом завалить экзамен, и, наоборот, плохо учиться в течение года, а на экзамене собраться. Правомерно ли требование администрации колледжа выставлять одинаковые оценки?

Пункт 10 части 3 статьи 28 закона «Об образовании» относит к компетенции образовательной организации вопросы осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения.

Таким образом, общие принципы и критерии оценивания достижений обучающихся должны быть закреплены в локальных нормативных актах образовательной организации. Обычно такой документ называется «Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации».

Утвержденная система оценивания позволяет проверить объективность и справедливость выставления оценок как администрации образовательной организации, так и родителям или законным представителям. Более того, нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки должны быть известны заранее и педагогам, и обучающимся. Конечно, по каждому предмету могут быть свои оценки, однако подход оценивания в рамках отдельного предмета должен быть единым для всех.

Отвечая на вопрос педагога, рекомендуем посмотреть в локальном акте образовательной организации, какой у вас предусмотрен порядок оценки учебных достижений обучающихся, в том числе в части того, кто принимает решение по выставлению оценок.

Безусловно, требования руководства колледжа о том, что оценки за семестр и экзамен должны быть одинаковыми, не отвечают требованиям объективности оценивания. Педагог абсолютно прав, студент колледжа может прекрасно учиться в течение семестра, а итоговую работу написать плохо.

По информации ПГ: www.pnp.ru
Изображение от Freepik
Присоединяйтесь к телеграм-каналу Профобразование



Подписывайтесь на наш Дзен-канал Профобразование