Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » »

В Саранске начал работу Форум наставников — 2023

В Саранске начал работу Форум наставников — 2023

Поделитесь новостью
Федеральные новости






23 октября в Саранске на базе Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева начала работу первая окружная сессия Форума наставников — 2023. В первый день участники круглого стола «Наставничество: опыт регионов», посвященного обсуждению общих подходов к наставничеству, рассмотрели обширный региональный опыт реализуемых практик наставничества.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, целью которого является признание особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность. Для выработки единых подходов к развитию института наставничества Президент России поручил законодательно определить понятие «наставничество» и «наставник», а также отрегулировать трудовые отношения, связанные с наставничеством.

Форум наставников — 2023 положил начало серии открытых дискуссий субъектов Российской Федерации. Форум определит лучшие региональные практики наставничества, которые войдут в ТОП-50 практик России. В рамках выездных сессий участники обсудят актуальные вопросы по наставничеству, обменяются опытом и найдут новых единомышленников, с которыми в дальнейшем смогут реализовать совместные проекты. В Форуме примут участие более 13 000 человек, включая представителей региональных органов исполнительной власти, предприятий, образовательных организаций, а также представителей социальной сферы.
Мероприятие в Саранске собрало более 400 ведущих специалистов в области наставничества Приволжского федерального округа.

С приветственным словом выступили Дмитрий Александрович Поздняков, Председатель Правительства Республики Мордовия, Татевик Рубеновна Карабекян, Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации, Елена Петровна Солдатова, министр образования Республики Мордовия, и Дмитрий Евгеньевич Глушко, Ректор ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва».

Как отметила Татевик Рубеновна Карабекян, множество практик успешно реализуются в образовательных организациях, в спорте, медицине, но как локальные инициативы. Систематизация наставничества на федеральном уровне позволит поддержать наставников и усилить их вклад в экономику страны.

«Для того, чтобы молодые специалисты сразу могли реализовывать функции, обозначенные работодателем, необходимо применять систему наставничества, начиная со школьной скамьи. Например, в рамках проекта «Профессионалитет», который реализуется Министерством просвещения Российской Федерации, образовательные организации вместе с предприятиями занимаются обучением и воспитанием студентов. Погружение в корпоративную культуру помогает студентам быстрее войти в производственный процесс», — сказала Татевик Рубеновна Карабекян.

В ходе обсуждения представители региональных органов исполнительной власти, предприятий и образовательных организаций поделились своими практиками наставничества.

По словам Елены Петровны Солдатовой, в Республике Мордовия с 2020 года действует Республиканский наставнический центр, а также принята Региональная программа наставничества в сфере образования. Это позволило сформировать кадровый резерв в системе среднего профессионального и дошкольного образования и решить вопрос с дефицитом кадров в сельской местности.

Ульяновская область продемонстрировала свой опыт поддержки наставничества в регионе. Как рассказал Сергей Алексеевич Андреев, директор ОГАУ «ИРО», на территории области в 2020 году впервые в России был принят закон «О статусе педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность на территории Ульяновской области». Благодаря заложенным в законе механизмам, обеспечивается достижение важнейшей цели, направленной на повышение социальной значимости и престижа педагогического труда. Была введена должность «педагог-наставник», а также другие нормативные документы, которые определяют критерии отбора, обучения и систему мотивации наставников. Важно отметить, что система наставничества в области поддерживается за счет средств регионального бюджета.

Интерес к введению двойных специальностей, таких как «врач-наставник», в республиканской системе здравоохранения выразила Ольга Ивановна Кшняйкина, заместитель Министра здравоохранения Республики Мордовия. По ее словам, такой подход позволит оформить правовой статус наставника, а также реализовать мотивационную программу, как материальную, так и нематериальную.

«В Республике в системе здравоохранения реализуются собственные программы наставничества. Например, в 57 подведомственных организациях разработаны Положения о наставничестве, созданы Советы по наставничеству, куда входят заместители главных врачей, заведующие отделениями, старшие медицинские сестры. Руководителями утверждаются списки наставников, определяются критерии наставников по каждой специальности», — сказала Ольга Ивановна Кшняйкина.

Важной темой круглого стола стал опыт реализации наставнических программ на предприятиях.

В «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» выстроен уникальный вертикально-образовательный проект по подготовке собственных кадров через систему наставничества совместно с образовательными организациями, причем начиная уже с детского сада. А говоря о студентах, то их уже с первого курса интегрируют в корпоративные программы и погружают в корпоративную культуру. Для этого в организации реализуется ряд инициатив по наставничеству, такие как конкурс «Лучший наставник года», «Школа наставников» и другие проекты, что обеспечивает значимые результаты.

«После запуска проектов и программ наставничества вовлеченность молодых специалистов предприятия выросла на 26,5%, а текучесть кадров среди молодежи снизилась на 3%», — сказала Елена Репина, начальник отдела развития и оценки персонала «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ».

Несмотря на развитую собственные систему наставничества, в «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» обратили внимание на важность закрепления на федеральном уровне трудовых функций и компетенций наставника.

«Предприятия реального сектора экономики говорят о важности определения профстандартом конкретного функционала наставника, его компетенций. Это позволит на законных основаниях получать заработную плату, сохранять стаж работы, иметь возможность уйти на пенсию в определенные сроки. Мы думаем над мерами стимулирования наставничества, и для этого пользуемся опытом коллег, которые работали над законом о волонтёрстве», — сказала Татевик Рубеновна Карабекян.

Подводя итоги круглого стола, Алла Аркадьевна Факторович, заместитель генерального директора АНО «Национальное агентство развития квалификаций», отметила, что принятие Профессионального стандарта «Наставник» станет инструментом мягкого регулирования трудовых отношений и позволит работодателям эффективно решать широкий спектр кадровых задач.

Организаторы
Государственный университет просвещения
Государственный университет просвещения – один из старейших университетов, входит в топ-100 лучших вузов страны (65 место) и топ-20 – по подготовке лингвистов и переводчиков. В Университете обучается около 13 тысяч студентов со всей России и других стран. Вуз реализует более 200 образовательных программ (педагогика, естественные науки, медицина, история, филология, экономика и управление, юриспруденция, изобразительное искусство и дизайн, физическая культура, и другие), внедряет инновационные технологии в учебный процесс и развивает цифровую среду.
Присоединяйтесь к телеграм-каналу Профобразование



Подписывайтесь на наш Дзен-канал Профобразование