Президентская платформа «Россия – страна возможностей» совместно с аналитиками «Газпром нефти» узнали, как школьники выбирают будущую профессию и что думают родители о выборе своих детей. В ходе опроса учащиеся рассказали также о намерении получать высшее образование, о престиже рабочих специальностей и о том, как видят свою будущую карьеру.
Всероссийский опрос проводился среди школьников и родителей школьников в онлайн-формате в период с ноября 2023 года по февраль 2024 года. В исследовании приняли участие 1404 респондентоа из них 677 школьников и 727 родителей.
Президент России Владимир Путин, выступая с Посланием к Федеральному Собранию, отметил значимость подготовки квалифицированных кадров и анонсировал запуск нового национального проекта «Кадры». Особое внимание президент обратил на профессиональную ориентацию школьников.
«Нам важно, чтобы эти ребята, сегодняшние подростки, стали профессионалами своего дела, готовыми трудиться в экономике 21-го века. На это направим новый национальный проект «Кадры». Много, безусловно, об этом говорим, но нужно на деле укрепить связку всех уровней образования от школы до вуза. Они должны работать в единой логике, на общий результат. Конечно, здесь важно участие будущих работодателей. С нынешнего учебного года во всех школах страны развёрнута система профориентации. Ребята, начиная с 6-го класса, могут познакомиться с разными специальностями», - подчеркнул Владимир Путин.
Заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Первенцев считает, что необходимо обратить особое внимание на вовлечение подрастающего поколения в рабочие и наукоемкие специальности, являющиеся особо значимыми для российской экономики.
«В дополнение к нашему ежегодному исследованию тенденций и настроений на рынке труда «Талантист» мы провели опрос школьников, чтобы понять, по каким критериям люди делают выбор своей будущей профессии сегодня. Учитывая, что национальный проект «Кадры» будет посвящен в первую очередь профориентации молодого поколения, важно понимать, как привлекать ребят в рабочие и наукоемкие специальности – все более важные для развития нашей экономики. Оказалось, что среди всех опрошенных 45% школьников с 5 по 11 классы уже определились с будущей профессией. Среди учащихся 5-9 классов таких 39%, среди учащихся 10-11 классов – 56%», – отметил Алексей Первенцев.
Выбор будущей специальности различается среди мальчиков и девочек: для мальчиков сравнительно более приоритетны профессии в сфере ИТ и рабочие специальности, тогда как девочки выбирают творческие профессии, медицину, науку и технологии. Родители чаще видят в рабочей профессии сыновей, чем дочерей. Но при ответе на вопрос, для кого больше подходит рабочая профессия – для мальчиков или для девочек – мнения родителей распределились пополам.
«Наибольший спрос на кадры сейчас в промышленности и на производстве. За год прирост вакансий в этих сферах вырос почти в два раза, что говорит об уверенном развитии. Поэтому, выбрать профессию инженера или мастера сейчас – значит обеспечить стабильное будущее. И, как крупный работодатель, мы помогаем молодежи построить успешную карьеру, пройти путь от школы до лучших учебных заведений и стартовать в профессии. Открываем бесплатные секции для школьников, создаем кампусы в вузах и учебные программы в колледжах. Тысячи молодых ученых и студентов получают наши гранты и стипендии. Это осознанные инвестиции в молодежь, которой предстоит изменить нефтегазовую отрасль в ближайшие десятилетия. Например, «Газпром нефть» последовательно и активно продолжает роботизацию заводов и промыслов. Наша цель – создавать самую технологичную и современную производственную инфраструктуру, где люди, искусственный интеллект и роботы будут эффективно дополнять друг друга», – рассказал заместитель генерального директора «Газпром нефти» Кирилл Кравченко.
Результаты опроса показывают, что у 37% всех опрошенных школьников в семье есть представители рабочих профессий. При этом среди тех школьников, которые выбрали для себя рабочую профессию, таких родственников больше – 56%.
Основными критериями при выборе профессии является личный интерес к выбранной сфере и возможности самореализации (78%), еще 55% говорят, что их привлекает возможность приносить пользу. Заработная плата находится на третьем месте – половина опрошенных считает, что в выбранной профессии привлекательным является именно доход.
Мнение тех школьников, кто уже выбрал будущую профессию, преимущественно совпадает с мнением родителей – об этом говорят 80% опрошенных школьников. Лишь каждый десятый не обсуждал с родителями свой выбор.
Большинство учащихся (62%) говорят, что никто не повлиял на выбор профессии и что они определились самостоятельно. 28% считают, что есть влияние мнения родителей, еще 23% говорят о влиянии социальных медиа. Оценки родителей отличаются: они чаще считают, что влияют на выбор профессии детей (54%), и отмечают большее влияние социальных сетей (34%). Лишь 30% родителей думают, что школьники выбирают профессию самостоятельно, без внешнего влияния.
81% школьников видят для себя возможности построить карьеру в России, а 66% в своей работе хотят сразу видеть результат. 77% учащихся планируют поступать в вуз, причем среди учеников 10-11 классов таких 94%. Четверть учеников 5-9 классов еще не определились со своими планами получать высшее образование. Поступление в колледж/техникум перед обучением в вузе рассматривается в редких случаях. Родители школьников в большей мере склонны к тому, чтобы ребенок поступал в университет (91%). Учащиеся, которые не планируют поступать в вуз сразу после школы, чаще всего объясняют это нежеланием сдавать ЕГЭ.
Каждый второй школьник определенно согласен с тем, что для достижения успеха в жизни необходимо наличие высшего образования. Среди родителей доля согласных с этим мнением больше и составляет 65%.
Абсолютное большинство школьников считают, что сейчас легко можно найти информацию о разных профессиях (93%). Самый популярный источник информации о профессиях – это интернет (63%), еще половина узнает о профессиях от своих родственников, 43% обсуждают эту тему с друзьями, 41% узнают в школе.
Мнения относительно заработка у представителей рабочих профессий разделились: 46% школьников считают, что рабочие профессии хорошо оплачиваются, 27% не согласны с этим, еще 27% затруднились ответить. Схожим образом мнения разделились по вопросу престижа рабочих профессий: 40% считают, что рабочие профессии более престижные, чем офисные; 35% думают наоборот, 25% затруднились ответить.
Около половины школьников (44%) имеют опасения о том, что в будущем роботы и компьютеры заменят некоторые профессии.