Минпросвещения обновит перечень профессий, которые можно получить в среднеспециальных учебных заведениях Разработчики компьютерных игр и специалисты по работе с искусственным интеллектом появятся в российском перечне профессий и специальностей среднего профессионального образования. Это следует из проекта приказа Министерства просвещения, опубликованного на официальном сайте для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов. О том, кто и чему их будет обучать, узнала «Парламентская газета».
Учеба под задачу Сегодня о профессии специалиста по играм мечтает почти каждый школьник. Начиная с 2025/2026 учебного года получить эту профессию смогут ребята как после 9-го, так и после 11-го класса. Если поступать после 9 класса, то срок обучения составит 3 года 10 месяцев. После 11 класса придется учиться 2 года 10 месяцев. Выпускники колледжей смогут работать в соответствии с профстандартом «Связь, информационные и коммуникационные технологии».
Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности «Разработка компьютерных игр, дополненной и виртуальной реальности» включает, кроме самих игр, изучение разработки программных модулей, иммерсивных и мультимедийных приложений, тестирования информационных систем, 3D-моделирование и визуализацию компонентов системы.
На рынке труда необходимы специалисты с разным уровнем подготовки, пояснила первый заместитель председателя Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова.
«Техникумы предоставляют более практическую, прикладную подготовку, направленную на быстрое освоение профессии, и начало работы. Они готовят квалифицированных исполнителей для выполнения конкретных задач в IT: программирование на определенном языке, системное администрирование, веб-разработка», — сказала она «Парламентской газете».
Кто научит креативить? Колледжам будет непросто найти педагогов по таким дисциплинам, но это возможно, считает директор спортивно-методического центра «Кафедра киберспорта» Виктория Берсенева.
«В России более ста компаний-разработчиков, которые могут быть источником педагогических кадров для обучения данным дисциплинам. Тем более что эти компании заинтересованы во взращивании кадров для себя», — отметила она.
Автор первого учебника по фиджитал-спорту, заведующая кафедрой киберспорта факультета игровой индустрии и киберспорта университета «Синергия» Елена Скаржинская рассказала «Парламентской газете», что подобные учебные программы уже действуют. При этом, по ее мнению, лучше всего привлекать на роль преподавателей именно практиков-разработчиков видеоигр, а в виде практики давать студентам задания, которые затем будут использованы в изданных видеоиграх.
«Сейчас мы реализовываем это совместно с компанией 1С Games Studio. Лучшие работы ребят войдут в игры, а студенты получат от компании-разработчика рекомендательные письма, которые войдут в их портфолио», — пояснила она.
Один из путей преодоления дефицита педагогических кадров в колледжах при обучении IT-специальностям — разрешить дистанционное обучение, считает член комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Петр Тултаев.
«Также есть много талантливых молодых ребят среди студентов вузов, которые уже сегодня могут обучать учащихся СПО по данным профессиям. Для студентов это еще и возможность дополнительного заработка», — пояснил он.
Кроме того, по мнению сенатора, более острой проблемой колледжей является недостаток специализированной цифровой инфраструктуры. «Необходимый для обучения цифровой контент и оборудование пока есть далеко не везде», — подчеркнул он.
Кратчайший путь к профессии Специалисты игрового профиля со средним образованием смогут участвовать в создании контента и поддержке современных технологий в условиях развивающейся индустрии видеоигр в России, отметила Берсенева. «Востребованность в них будет только расти. В настоящее время на отечественном рынке наблюдается их острая нехватка. Выпускники колледжей смогут как тестировать игры, создавать игровые модели и окружение, используя инструменты 3D-моделирования, так и настраивать игровые процессы, помогая улучшить пользовательский интерфейс и игровые механики», — рассказала она нашему изданию.
Также, по мнению Берсеневой, могут заинтересоваться их навыками компании, работающие с VR/AR-технологиями в бизнесе, промышленности или медицине, образовательные учреждения, внедряющие цифровые технологии.
В настоящее время, по данным Минцифры, нехватка IT-кадров в России оценивается в 500—700 тысяч специалистов разных квалификаций.